Формированием ассортимента занимаются задолго до открытия магазина, сразу после разработки стратегии. Ключевой момент — составление ассортиментной матрицы. Это полный список всех товаров, которые продаются в магазине. Документ составляют для конкретного магазина или торговой сети на основе ассортиментной политики с учетом целевой аудитории, формата и расположения торговой точки.
Грамотно составленная ассортиментная матрица позволяет:
увеличить прибыль;
эффективно распределить денежные средства;
стимулировать рост покупательской активности.
Строгих требований по составлению ассортиментной матрицы нет. Обычно её оформляют в виде таблицы, в которой указывают:
название товара и его свойства;
торговую марку;
фасовку;
поставщика и условия работы с ним;
товарную категорию и информацию о менеджере, который работает с ней;
входит ли товар в ассортиментный минимум;
к какой группе по ABC или XYZ-анализу относится.
В ассортиментной матрице ограничивают количество признаков товаров. В первую очередь, это должен быть список наименований, а не характеристика каждого продукта.
Закономерность: чем крупнее магазин, тем подробнее матрица. Её разработкой занимаются категорийные менеджеры.
Как составлять ассортиментную матрицу магазина
1. Учитывать особенности торговой точки:
площадь магазина, этажность, количество полок и размер склада;
месторасположение — район, доступность, магазины рядом;
торговое оборудование;
формат — дискаунтер, магазин самообслуживания или торговля «через прилавок», специализированный магазин.
Это важно для правильного позиционирования магазина в глазах покупателей. Ассортиментная матрица небольшого магазина в спальном районе будет отличаться от матрицы супермаркета в центре города. В первый покупатели будут заходить для ежедневных мелких покупок — за хлебом, молоком, овощами. В супермаркет будут приезжать на машинах и закупаться на пару дней вперед. Поэтому ассортимент будет в корне отличаться, и не только размером.
Составлять документ нужно сразу же после формирования стратегии развития и позиционирования магазина. И только потом можно закупать товар.
2. Ставить цель и определять приоритеты
Невозможно построить ассортимент, который одновременно будет приносить максимальную прибыль, иметь минимальные цены, обеспечивать разнообразие и удовлетворять потребности в уникальных товарах.
Перед формированием матрицы ставят одну из целей:
максимизация прибыли — в ассортимент входят в основном товары с высокой наценкой;
ориентация на качественный сервис — в матрицу включают товары, которые максимально удовлетворяют спрос, иногда жертвуя прибылью и работой с выгодными поставщиками;
включение в ассортимент товаров с максимальным товарным кредитом — то есть товаров с большой отсрочкой платежа у поставщиков.
Эти три цели больше других влияют на прибыль магазина. Кроме них, могут быть и другие приоритеты, которые влияют на формирование ассортимента: например, продавать только местную продукцию, стать №1 по продаже молочной продукции.
3. Сегментировать покупателей и ориентироваться на их потребности
Нужно понять, кто ваш клиент, какие у него нужды и привычки. Для этого составить портрет целевой аудитории, проанализировав текущий спрос или опросив потенциальных покупателей. В результате нужно выбрать ключевой сегмент, на который будут направлены основные усилия.
Например, средний покупатель — мужчина 35 лет, работает на местном заводе с 8.00 до 17.00, едет с работы на собственном авто, в магазин заходит вечером, покупает хлеб, иногда пельмени, 2 бутылки пива, киндер-сюрприз и 2 пирожных. Ассортиментная матрица магазина должна быть составлена с учетом его потребностей.
4. Проводить конкурентный анализ
Нужно понять, кто ваши конкуренты, их сильные и слабые стороны, какую позицию относительно них будет занимать торговая точка. Без конкурентного анализа сложно разработать оптимальную ассортиментную матрицу.
Исследование должно включать 3-5 основных конкурентов. В нем указывают достоинства и недостатки каждого, оценивается ассортимент и уровень цен по основным товарным группам. На основе данных можно определить собственные конкурентные преимущества, глубину и широту товарного ассортимента.
5. Разрабатывать ассортимент, начиная с крупных категорий, продвигаясь к мелким
Нужно определиться с общими группами товаров, которые будут продаваться в магазине — например, молочная продукция, хлеб, замороженные полуфабрикаты. Потом расширять категории: молоко, кефир, йогурт, глазированные сырки, творог, сыр.
Товары нужно сегментировать по свойствам, группам. Для этого смоделировать процесс выбора товара покупателем и решить, какие свойства для него важны.
Например:Что нужно? — молоко.
Для чего? — чтобы пить, приготовить десерт, добавлять в кофе и т.д.
Жирность? — 0,5%, 1,5%, 2,5%, 3,2%.
Какая должна быть упаковка? — бутылка 0,5 литра, картонная упаковка 1 литр, пленка 1 литр и т.д.
В категории «молоко» в итоге будут такие товары:
молоко 0,5% в картонной упаковке 1 л;
молоко 1,5% в бутылке 1 л;
молоко 2,5% в картонной упаковке 1л;
молоко 2,5% в картонной упаковке 0,7л;
молоко 2,5% в пленке 1л;
молоко 3,2% в бутылке 0,7 л;
молоко 3,2% в картонной упаковке 1 л.
6. Анализировать сбалансированность ассортимента
Каждой группе товаров отводится своя роль. В магазине присутствуют:
уникальные товары — формируют имидж магазина, завлекают покупателей, служат конкурентным преимуществом;
базовые — создают высокую оборачиваемость средств, привлекают постоянный поток покупателей;
сезонные — позволяют обновлять ассортимент, привлекать в магазин новых клиентов, повышать интерес к торговой точке;
удобные — дополняют ассортимент, повышают средний чек за счет комплексных покупок;
приоритетные — создают прибыльность магазину, формируют поток покупателей.
Ассортимент нужно сбалансировать по широте и глубине, чтобы покупатель смог удовлетворить свои потребности, а магазин — реализовать стратегию. Категории наполняют дешевыми и дорогими товарами разных торговых марок, увеличивают или уменьшают количество позиций в товарной группе.
Формировать ассортимент проще, если вы точно знаете, какие товары продаются лучше всего и приносят больше всего прибыли.
7. При формировании товарного ассортимента учитывать условия работы с поставщиками
В матрице нужно указать информацию по каждому товару: наименование поставщика, актуальные цены, сроки и способ доставки, есть ли отсрочка платежа. Это поможет оптимизировать поставки, повысить оборачиваемость товара. Если вы сформируете ассортимент без оглядки на поставщиков, у вас могут быть пустые полки или переполненный склад.
В товарной номенклатуре каждого магазина должен быть отмечен ассортиментный минимум. Это основной набор товаров, который обязательно должен присутствовать в конкретной торговой точке. В ассортиментной матрице эти товары выделяют, стараются сотрудничать с несколькими поставщиками — дефицита по этой категории быть не должно.
Грамотно сформированный ассортимент помогает реализовать стратегию развития магазина. Покупатели будут находить на полках магазина то, что им нужно, приходить чаще и увеличивать прибыль. Для этого нужно составить ассортиментную матрицу, ориентируясь на особенности магазина, потребности покупателей, возможности конкурентов и условия работы с поставщиками.
Больше по теме:
- 10 ошибок в формировании ассортимента товаров, из-за которых можно прогореть
- ABC-анализ: как узнать, на чем больше всего зарабатывает бизнес
- XYZ-анализ: зачем нужен и как его применяют в продажах
- Как анализировать оборачиваемость товара и зачем это нужно
- Страховой запас: что это такое и как рассчитать, чтобы продавать стабильно
- Оптимизация товарных запасов и почему это важно для вашего бизнеса
- Что делать, если на складе скапливается товар
- 11 способов избавиться от залежавшегося товара
- Как планировать закупки без дефицита и излишков
- Как найти поставщика, который не подведет
- Возврат товара поставщику
- Сезонный бизнес: как не уйти в минус в периоды затишья
- Как магазину конкурировать с сетевыми ритейлерами
- Как увеличить средний чек в магазине: 7 проверенных способов
- Как товароучетная система может упростить бизнес
Читайте также
Ошибки на лендингах, которые стоят вам клиентов
06 декабря 2018
Большинство делают на сайте ошибки, которые портят даже самое хорошее предложение. Рассказываем об основных промахах на лендингах. Что хорошо — их все очень легко исправить....
Как проверить бизнес-идею
26 мая 2022
Чтобы не оказалось, что ваш продукт никому не нужен — перед запуском проверьте идею. О том, как это сделать — рассказываем в статье....
По какой цене продавать товар
05 октября 2018
Прибыль магазина зависит от разных факторов. Во многом она определяется тем, по какой цене вы продаете товар....
Комментарии
Оставьте первый комментарий