Важность обучения персонала очевидна всем. Главное, найти такой подход, при котором это обучение принесло бы ощутимую пользу бизнесу. В этом материале разберем, как правильно выстроить обучение персонала, чтобы оно действительно помогло увеличить коммерческие показатели деятельности компании, и при этом сэкономить.
Зачем обучать персонал?
Главное, что получает бизнес от обучения сотрудников:
- Знания, которые помогают компании заработать больше.
За счет повышения эффективности, качества и скорости работы сотрудников в разных бизнес-процессах.
- Мотивация сотрудников гарантирует эффективную работу и лояльность к компании.
Вовлеченный и бодрый сотрудник сделает в разы больше.
- Инвестиции компании в свой продукт и свой сервис.
В среднем, технологии и подходы к работе обновляются каждые 3 года. Если вовремя не вкладываться в обучение, то ваш продукт, услуга, сервис проиграют более развитым конкурентам.
Ошибки в организации обучения сотрудников, которые ведут к финансовым потерям
Компании допускают немало ошибок в процессе организации обучения сотрудников. Среди них:
- Не поставлена конкретная цель по проведению обучения.
- Отсутствие четких критериев выбора тренера и программы обучения.
- Попытки в один шаг за счет обучения решить все проблемы компании.
- Отсутствие мотивации персонала на учебу.
- Неоправданно дорогой тренинг или тимбилдинг, когда выбирают имя тренера, но второстепенной остается программа.
- Рассогласованность целей среди руководителей компании относительно данного обучения.
- Слабое использование на практике полученных навыков.
- Несоответствие выбранной программы уровню личностных и профессиональных компетенций сотрудника.
Как организовать обучение, чтобы получить результат и избежать лишних расходов?
1) Четко ставить задачи обучения и подбирать под них программу
Что это дает?
Избежать расходов на нецелевое обучение.
Что делать?
- Конкретно формулировать.
- Ставить реалистичные задачи.
- Выделять один-два приоритета.
- Изучать и корректировать программы.
Пример. В компании по торговле стройматериалами тренинги не приносили результатов, несмотря на то, что был приглашен именитый тренер федерального уровня. Оказалось, что изначально задачи были поставлены очень размытые: «Показать фишки в продажах и взбодрить продавцов».
Через год в этой же компании hr оценил компетенции продавцов и определил, что у 8 из 10 человек в команде есть проблемы с закрытием сделки. И более 90% клиентов не заключает повторную сделку. Было решено подобрать обучение по этим двум темам. Заказали индивидуальный курс, скрипты и сделали подборку книг и роликов для самообучения. Бюджет оказался в 3 раза ниже, чем тренинг у именитого коуча. Зато спустя три месяца конверсия по закрытию сделок выросла на 30%, и каждый четвертый клиент соглашался на повторную продажу.
2) Оцифровывать цели обучения и результаты
Что это дает?
Полная ясность – за какие показатели платить.
Что делать?
- Переводить задачи в цифры.
- Брать за основу простые измеримые показатели.
- Отталкиваться от собственной статистики за предыдущие периоды.
Оптимально опираться на показатели: конверсия продаж на основных этапах, средний чек по продавцу, количество сделок за период, приток-отток клиентов, количество негативных-позитивных отзывов.
В магазине одежды и аксессуаров посчитали, что средний чек по продавцу находится в районе 1200 руб. Но у конкурентов этот показатель был 2000 руб. Поставили цель через два месяца догнать конкурентов по этому показателю при сохранении количества сделок. Решили действовать точечно — заказали услугу по составлению скриптов и обучению этапам продаж параллельно с внедрением скрипта. В итоге на показатель удалось выйти с перевыполнением.
3) Проводить финансовое обоснование обучения
Что это дает?
Возможность объективно сравнить – стоит или не стоит вкладывать деньги в конкретного сотрудника.
Что делать?
- Сравнить, сколько приносит денег компании низкоквалифицированный сотрудник.
- Уточнить, сколько денег приносит обученный сотрудник.
- Оценить расходы на найм и удержание компетентного сотрудника.
Самый простой путь – оценить, сколько сотрудник приносит компании в месяц или в квартал. И сопоставить эти показатели со стоимостью обучения.
В магазине по продаже товаров для дома, ориентированном на сегмент выше среднего, были следующие показатели:
- Средний чек по продавцам-новичкам — 3500 руб.
- Персональная диагностика компетенций и обучение в пересчете на каждого сотрудника — 42000 руб.
По итогам обучения:
- Увеличилось количество транзакций. Ранее на одного человека приходилось 40 продаж в месяц, теперь 49.
- Средний чек по итогам обучения — 5200 руб.
В итоге обучение окупилось уже за первый месяц работы, сотрудник вместо 140 тыс. руб принес компании 254 тыс.
Позже обнаружился еще и дополнительный эффект: за первый месяц клиенты оставили 14 положительных отзывов о работе персонала.
4) Проводить диагностику уровня компетенций и мотивации сотрудников
Что это дает?
Обучать именно тем знаниям, которые принесут быстрый результат компании.
Что делать?
- Оценить профессиональные компетенций.
- Оценить личностные качества, нужные для работы.
- Измерить до и после обучения.
Это можно делать как силами тренинговой компании, так и собственными силами.
Самая простая диагностика включает оценку профессиональных качеств (знание продукта, умение устанавливать контакт, проведение презентаций товара и т.д.), личностных качеств (стрессоустойчивость, коммуникабельность и пр.) и замер финансовых показателей.
План развития составляется на год, в нем указаны 2-4 ключевые компетенции, которые нужно подтянуть. Выбирают показатели, на основе которых будет оцениваться результативность.
Исходя из этого подбираются обучающие программы. Как правило, внутри отдела больше 50% приоритетных компетенций, которые требуют прокачки у сотрудников, совпадают.
В автосалоне после проведения такой диагностики пришли к тому, что достаточно заказать курс по холодным звонкам и работе с возражениями, у 2/3 сотрудников были проблемы именно в этой сфере.
5) Сразу внедрять в практику освоенные знания и навыки, вовлекать персонал на всех этапах
Что это дает?
Более 90% отдачи от обучения компания получает только в том случае, если знания сразу внедряются в работу.
Что делать?
- Разработать план-график применения полученных знаний.
- Установить сессии оценки уровня знаний у сотрудников.
- Связывать проведение обучения с мотивацией сотрудников.
- Обсуждать с сотрудником его карьерный путь в компании.
- Связывать инструменты обучения с текущими проектами и показателями работы.
- Закрепить наставников для каждого сотрудника.
- Задействовать дополнительные стимулирующие меры.
Все больше компаний практикуют смешанную модель обучения Чарльза Дженнигса «70/20/10»:
- 70% времени, отведенного на обучение, – практика по отработке полученных знаний в текущей деятельности;
- 20% времени – обмен опытом с коллегами, подведение итогов, обсуждение показательных кейсов;
- 10% времени – изучение теории.
Используется мотивация «От» и «К». В некоторых отделах продаж вводят дополнительный KPI за сдачу «экзаменов» или, наоборот, штрафной коэффициент. В других компаниях сотруднику дают персональные проекты или устанавливают дополнительные показатели, связанные с применением навыков, полученных в ходе обучения. Это напрямую связывают с его заработком.
На небольшом полимерном предприятии в отделе продаж были проблемы с активностью и качеством работы продавцов по холодным звонкам. Продавцы уже проходили тренинг, но ощутимых результатов не было.
Когда приняли решение о проведении нового обучения, то сразу скорректировали нормативы по холодным звонкам для продавцов. Увеличили норматив в два раза. Плюс каждый день на оперативке обсуждали результаты каждого менеджера по этой работе, разбирали свежие кейсы. Параллельно в несколько этапов прошло обучение. У сотрудников просто не было выбора – внедряли изученное здесь и сейчас, каждый день обсуждали. По итогам полугода работы в таком режиме удалось выйти на 100% выполнение плана продаж, ранее план выполнялся через раз.
Как сэкономить до 90% на обучении сотрудников без потери качества?
Здесь приведены цифры торговых и производственных компаний, которые от 1 до 3-х лет использовали данные подходы.
1) Внедрение своей системы eLearning
Экономия от годового бюджета обучения – до 90%
ELearning – собственная система обучения при помощи информационных и электронных технологий.
Руководители и hr компаний, в которых это уже внедрено, подтверждают экономию затрат на обучении в диапазоне от 40% до 90%.
2) Выбор из нескольких альтернативных вариантов
Экономия бюджета и времени персонала на обучение – до 70%
- Альтернатива по формату обучения.
- Альтернатива по тренеру, тренинговой компании.
- Проведение обучения силами привлеченной организации или частично своими силами.
Для каких-то задач достаточно будет недорогого онлайн-курса. Для каких-то вопросов вообще подойдет самообучение. В каких-то случаях нужен полноценный тренинг.
Во многих компаниях есть свои библиотеки деловой литературы, покупают годовые доступ к курсам. За правило введено самообучение. Например, раз в неделю сотрудник может на протяжении часа в течение рабочего времени смотреть или слушать материал по выбранной теме. 70-80% нужного контента работники берут из доступных источников.
3) Замена оффлайна онлайном
Экономия от годового бюджета обучения – до 80%
По сути это продолжение предыдущего пункта. Только здесь речь о полной замене оффлайн-тренингов онлайн-обучением. Такое обучение в большинстве случаев дешевле на 40-80%.
4) Делить расходы на обучение с сотрудниками
Экономия от годового бюджета обучения – ориентировочно 40%
Во многих компаниях практикуют следующее.
Если сотрудник после обучения готов провести лекцию своим коллегам, то компания оплачивает ему 90-100 % обучения. Если не готов, то 50/50, 60/40.
В региональной компании по оптовой продаже химии ввели правило. Раз в квартал один сотрудник ездит на тренинг, потом всем коллегам проводит обучение на основании изученного материала. По итогам года hr подвел итоги – экономия на обучении 80%
5) Единый Банк Материалов
Экономия от годового бюджета обучения – до 30%
Хранение всех материалов по пройденному обучению в одном «Банке». Это и раздаточный материал с пройденных тренингов, и разработанные консультантами скрипты, и собственные подборки кейсов или записи внутреннего обучения.
Это не только прямая экономия, но и возможность оперативно проводить обучение новых сотрудников, а также закреплять полученные знания.
Все эти меры вполне осуществимы даже силами небольшой компании. Продуманный подход к обучению, четкость задач и методичность во внедрении помогают добиться желаемых результатов и не переплачивать.
Больше по теме:
- Как мотивировать розничных продавцов работать лучше
- Как повысить продуктивность сотрудников
- Какие задачи можно делегировать, а какие лучше оставить себе
- Конфликты на работе: как общаться с трудными коллегами
- Правила критики: как давать советы подчиненным, чтобы они не обижались
- Контроль персонала: зачем он нужен и как организовать
- Тайный покупатель: как организовать проверку
- 10 непростительных ошибок продавца
- Фразы продавца, которые убивают продажи
- Как собрать идеальную команду сотрудников: 5 важных принципов
- Как провести собеседование, чтобы нанять хорошего сотрудника
- Адаптация новичка на рабочем месте
- Сколько на самом деле стоит сотрудник для работодателя
Вера Бокарева
Автор статьи. Бизнес-тренер, консультант по продажам, маркетингу и личной эффективности, д.с.н. Автор книг «Активные продажи 4.0» и «33 зуба маркетолога».
Читайте также
Что и как проверять перед наймом сотрудника
14 августа 2019
Новый человек в команде — это риск. Прочитайте, где и как проверить документы, финансовое состояние и общую надежность сотрудника....
Как оказывать качественный сервис: 7 полезных советов руководителю
03 апреля 2019
Качественное обслуживание поможет фирме вырваться вперед. Разбираемся, как улучшить сервис: меняться системно, постоянно обучаться, персонализировать общение....
Бизнес с Китаем: как найти надежного партнера, который не окажется мошенником
24 ноября 2023
Как компании сотрудничать с Китаем, чтобы избежать задержек, получать товары высокого качества и не переплачивать? Как проверять контрагентов из КНР и характеристики продукции — в статье....
Комментарии
Оставьте первый комментарий