Должностная инструкция продавца — это документ, в котором прописаны все его обязанности и роль сотрудника в организации. Какого-то официального шаблона должностной инструкции нет, так что ее можно написать в свободной форме. Мы расскажем, как составить ее правильно, чтобы продавец мог по ней нормально работать.
Обязанности и зона ответственности
Работа с клиентами. Продавец обязан приветствовать клиентов, предлагать помощь, помогать им выбрать товар, стимулировать покупки. Из инструкции должно быть понятно, что именно делает сотрудник, как и в каких ситуациях себя ведет по отношению к клиентам.
Работа с кассой. Если продавец является еще и кассиром, он должен работать с кассой и кассовыми программами, вовремя открывать и закрывать смены, знать особенности кассовых операций.
Работа с деньгами. Продавец обязан всегда быть внимательным при приеме наличных, уметь отсчитывать сдачу, не отвлекаться, проверять деньги на подлинность (вручную или с помощью специального оборудования).
Подготовка торгового зала. В небольшом магазине продавец часто занимается еще и выкладкой продукции. В этом случае в должностной инструкции продавца должно быть прописано, что он обязан оформлять ценники, уметь использовать штрих-коды и знать основы мерчандайзинга.
Еще важно, чтобы продавец поддерживал имидж магазина — выставлял на улицу баннер, одевал манекены, следил за чистотой в торговом зале, фиксировал поломки и передавал информацию о них мастеру или владельцу.
Администрирование. Если магазинчик небольшой, продавец обычно сам занимается администрированием — открывает и закрывает смены, считает деньги, отмечает в реестре купоны, подбивает данные о выручке. Также такой продавец обязан предотвращать кражи и фиксировать риски для безопасности, например, замечать подозрительных лиц и сообщать о них начальству, полиции или охране.
Управление запасами. Если в магазине нет товароведа, то продавца в инструкции можно обязать подсчитывать запасы, заниматься инвентаризацией, доставлять товары со склада в зал и даже заказывать продукцию у поставщиков.
Образование и навыки
По образованию требований к продавцам обычно нет, но можно добавить дополнительные условия. Например, нанимать в художественный магазин выпускников художественных школ.
А вот определенные навыки у продавца должны быть:
Умение следовать тактическим планам — выполнять поставленные цели продаж, выданные начальником.
Подсчет денег — если продавец не умеет считать, у него вряд ли получится нормально работать.
Переговоры — умение общаться с покупателями и коллегами, обрабатывать возражения, находить выход из сложных ситуаций.
Профильные знания — важный пункт для продавцов-консультантов, которые должны не только продавать, но и помогать с выбором. Например, продавец в магазине техники должен разбираться в смартфонах и компьютерах.
Умение запоминать большие объемы информации — ассортимент, цены, расположение товара на полках.
Владение инструментами торговли
В должностной инструкции для продавца обязательно должны быть прописаны навыки работы с нужными программами. Как минимум это стандартная кассовая программа, но обычно требуется уметь работать в CRM или программе складского учета. Возможно, потребуется умение работать с ПК в целом.
Хотя если у вас в магазине стоит простая касса и продавец только пробивает по ней покупки, уметь работать с программами ему не нужно — этот пункт в инструкцию можно не добавлять.
Формальности в оформлении инструкции
Официальной формы должностной инструкции продавца нет, но это все-таки внутренний документ, и его нужно оформить по правилам. В шапке обязательно прописывается:
название компании и его структурного подразделения;
наименование документа;
дата и место составления инструкции;
должность, к которой составлена инструкция;
подпись руководящего лица со словом «Утверждаю».
После шапки нужно перечислить саму инструкцию — указать, кому сотрудник подчиняется, какие у него основные обязанности, наличие каких навыков от нее требуется.
Что потом делать с должностной инструкцией продавца
Инструкцию можно использовать, чтобы составлять вакансии — просто выписывать требования и навыки из инструкции, чтобы отбирать только соискателей, подходящих под ваши требования.
После найма нового продавца нужно обязательно ознакомить с инструкцией и объяснить, что работать он должен именно по ней, в ней перечислены основные обязанности и требования. Если продавец не знает, что делать, он всегда может обратиться к инструкции.
Третья сфера применения должностной инструкции продавца — обоснование для увольнения. Если вы хотите уволить плохого продавца, причиной может быть как раз несоответствие инструкции, невыполнение прописанных в ней обязанностей.
Больная тема для большинства владельцев розничных магазинов — воровство. Что делать с этой проблемой руководителю, если воруют, как правило, и покупатели, и сотрудники....
Комментарии
Оставьте первый комментарий