Бывает, что человек вроде бы довольно успешен: открыл бизнес, неплохо зарабатывает, побеждает в конкурсах и выступает на конференциях — но внутренне он неуверен в себе, считает, что недостоин этого всего и достиг успеха случайно. Такое состояние в психологии называется синдромом самозванца.
Из-за синдрома самозванца человек находится в постоянном стрессе. Он считает, что находится не на своем месте и люди вокруг скоро заметят его некомпетентность. А иногда синдром парализует — человек не продвигается дальше, застревает на низкой должности, боится заявить о себе или начать свое дело.
Признаки того, что у вас синдром самозванца
Синдром самозванца непросто распознать, потому что человек не думает, что у него какие-то проблемы — он уверен, что ничего на самом деле не стоит, что ему нужно больше работать и трудиться.
Проверить наличие у себя этого синдрома можно по чек-листу:
Клиенты и коллеги отзываются о вас хорошо, но вы все равно считаете себя плохим специалистом.
Вы тревожитесь перед работой с каждым новым клиентом или новой задачей — вам кажется, что вы не справитесь и вас обвинят в некомпетентности.
Вы с трудом принимаете похвалу, начинаете оправдываться и отговариваться.
Вы уверены, что всеми успехами обязаны не своей напряженной работе, а удаче.
Вы испытываете радость во время работы, но часто недовольны ее результатом, считаете, что можно было сделать еще лучше.
Любые ошибки в работе выбивают вас из равновесия.
Вы постоянно недовольны собой, стараетесь делать больше и лучше, перерабатываете.
Вы боитесь заявить о себе публично, например, рассказать о работе в соцсетях или выступить на конференции.
Вам страшно брать на себя ответственность даже в областях, где вы компетентны, вы боитесь открыть свой бизнес или расширять его.
Положительный ответ даже на один вопрос — первый признак синдрома самозванца. Если положительных ответов больше половины, то синдром уже серьезно мешает вам жить и развиваться, просто вы этого не замечаете.
Но для вас есть и хорошая новость. Наличие синдрома самозванца — признак того, что вы точно не самозванец. Дело в том, что люди, которые недостаточно компетентны, из-за недостатка опыта и знаний просто не способны осознать свою некомпетентность. То есть те самые настоящие самозванцы не могут понять, что они самозванцы, и считают себя крутыми специалистами. Этот парадокс даже признан психологами — он называется эффектом Даннинга - Крюгера.
Если же вы считаете себя самозванцем, значит, у вас уже накоплено достаточно компетенций и опыта, и вы настоящий профессионал. Но, к сожалению, осознания этого мало, чтобы побороть синдром самозванца.
Как избавиться от синдрома самозванца и стать увереннее в себе
Составьте список всех своих достижений. Напишите вообще все, что можете считать для себя достижением — назначение на новую должность, окончание школы без троек, выход в бизнесе на точку безубыточности. К каждому достижению пропишите, что именно вы сделали, чему пришлось научиться, какие качества вам помогли. Только не пишите «мне повезло» — напоминайте себе, что за каждым везением стоит работа. Даже если кто-то вам помог, стоит похвалить себя за то, что вы смогли принять помощь и правильно ее применить.
Найдите себе «группу поддержки». Показывайте результаты своего труда близким людям — семье, друзьям или дружелюбно настроенным коллегам. На крайний случай можно поискать себе друга по переписке, с которым вы договоритесь делиться достижениями и хвалить друг друга без осуждения.
Коллекционируйте комплименты. Собирайте в отдельную папку все похвалы — делайте скриншоты, копируйте текст, записывайте, если вас похвалили устно. Репосты или цитаты тоже считаются комплиментами. Каждый раз, когда засомневаетесь в своей компетенции, заглядывайте в свою коллекцию.
Не сравнивайте себя с другими. Люди вокруг часто кажутся более компетентными и успешными, особенно если судить по их страницам в соцсетях. Вот этот открыл бизнес в 20 лет, а эта продает консультации по 30 000 рублей — на фоне таких звезд кто угодно почувствует себя самозванцем. Но вы не знаете, чего им стоил этот успех. Возможно, 20-летний бизнесмен работает по 18 часов в сутки и очень одинок, а ради консультации за 30 000 приходится работать целый месяц. В соцсетях не видна «темная сторона», а виден только успех, так что ориентироваться на них не стоит.
Сравнивать себя можно только с собой — и каждый раз замечать, что сегодня вы умеете больше, чем месяц или год назад.
Знайте свои слабые стороны и не стесняйтесь их. Например, вы можете не уметь запросто общаться с новыми людьми — это нормально. Все люди хороши в чем-то одном, но плохи в другом. Поэтому нужно знать свои слабости, чтобы в случае чего не корить себя, а сказать: «да, тут я всегда даю маху, ну ничего, зато в другом месте наверстаю». А слабости позже можно будет делегировать.
Помните — если вы достигли успеха, значит, вы достаточно хороши. Людей вокруг не так просто обмануть, они не будут любить вас за разовую удачу. Они видят все, и сейчас вы ровно там, где заслуживаете быть. И в ваших силах двигаться еще дальше.
Поток бесконечных задач и перегрузки, за которыми часто следует желание всё бросить, — ситуация, знакомая многим владельцам бизнеса. Разберемся, как вернуть мотивацию и найти энергию на работу....
Если вы руководите компанией или командой людей, вы должны быстро принимать решения. Правильные решения. Это сложно, поэтому мы поможем вам научиться это делать....
Комментарии
Оставьте первый комментарий