Себестоимость — это затраты, которые компания несет на всех этапах торговли: от закупки до продажи товара покупателю. Давайте разберемся, из чего состоит себестоимость товара, и на примерах рассчитаем этот показатель.
Из чего складывается себестоимость товара
Часто предприниматели, особенно начинающие, думают, что себестоимость товара — это цена, которую они платят поставщику. Но так считать ошибочно. На самом деле себестоимость товара включает в себя:
1. Прямые затраты:
покупная стоимость — как раз те деньги, что вы заплатите поставщику за товар;
затраты на логистику — транспортные расходы на доставку товара до склада или магазина, погрузо-разгрузочные работы (если вы оплачиваете их отдельно).
2. Косвенные затраты:
зарплата продавцов и выплаты за них в Социальный фонд;
материальные расходы, которые можно отнести на все товары (например, упаковка, чековая лента).
Деление затрат на прямые и косвенные условно. Оно зависит от специфики бизнеса. Например, если вы изобрели уникальный продукт и продаете только его, то зарплату продавцов можно отнести к прямым затратам. Поэтому окончательное решение о том, какие расходы отнести к прямым, а какие — к косвенным, остается за предпринимателем.
3. Накладные расходы:
аренда и содержание торгового помещения, склада;
зарплата административного и обслуживающего персонала и выплаты за них в бюджет;
амортизация и т.д.
Не все затраты компании включаются в себестоимость — некоторые из них сразу относятся на расходы периода или капитальные расходы. Расходы периода — это страховка, проценты по кредитам и займам, налоги на собственность, штрафы и пени. К капитальным расходам можно отнести приобретение основных средств и нематериальных активов — они включаются в себестоимость частями в виде амортизационных отчислений.
Для чего рассчитывать себестоимость
Себестоимость — один из ключевых показателей в бизнесе, который обязательно нужно рассчитывать. Знание себестоимости помогает:
1. Установить цены на товар. Чем четче вы определите все расходы, тем точнее будет себестоимость. Это позволит установить цену, которая покроет затраты и принесет вам прибыль.
2. Принимать управленческие решения. На основе себестоимости можно определить маржинальность товаров и понять, какие позиции приносят больше или меньше всего прибыли. Эти знания помогут вам выбирать выгодные направления в бизнесе и отказываться от бесперспективных.
3. Оптимизировать затраты. Если прибыли недостаточно, то можно поискать способы снизить себестоимость и тем самым увеличить доход. Например, найти поставщика с более выгодными ценами, снизить затраты на персонал.
Как рассчитать себестоимость товара
Определить себестоимость можно по-разному в зависимости от специфики бизнеса и ширины ассортимента. Вот основные способы расчета себестоимости, которые применяют в сфере торговли сегодня:
Поштучный метод
Этот метод используется на предприятиях, которые продают дорогие товары: например, автомобили, ювелирные украшения, шубы. Количество продаж в таких магазинах небольшое, поэтому посчитать себестоимость для каждого проданного товара вручную несложно.
При применении поштучного метода рассчитывается себестоимость уже реализованных товаров. Закупочная цена и прямые материальные расходы относятся на конкретный товар, а косвенные расходы — на всю проданную за период продукцию.
Приведем пример. ООО «Диван и подушка» продают мебель и аксессуары к ним. За последний месяц они продали три дивана: большой угловой — за 210 000 рублей, трехместный — за 120 000 рублей и двухместный — за 85 000 рублей.
При расчете себестоимости компания учитывает:
закупочную цену товара: диван 1 — 80 000 рублей, диван 2 — 50 000 рублей, диван 3 — 38 000 рублей;
зарплату продавца и страховые взносы — всего 52 000 рублей;
аренду магазина и коммунальные платежи — 50 000 рублей;
расходы на охрану — 40 000 рублей.
Всего косвенных расходов — 142 000 рублей. Определим, какая их часть приходится на каждое изделие. Для этого разделим закупочную цену каждого дивана на сумму всей закупки — 168 тыс. рублей (80 тыс. рублей + 50 тыс. рублей + 38 тыс. рублей).
Диван 1 = 80 000 : 168 000 × 100% = 48%
Диван 2 = 50 000 : 168 000 × 100% = 30%
Диван 3 = 38 000 : 168 000 × 100% = 22%
Теперь можно рассчитать себестоимость каждого дивана по формуле:
Себестоимость (ед.) = Закупочная цена + % косвенных расходов на реализацию
Себестоимость дивана 1 = 80 000 + 48% × 142 000 = 148 160 рублей
Себестоимость дивана 2 = 50 000 + 30% × 142 000 = 92 600
Себестоимость дивана 3 = 38 000 + 22% × 142 000 = 69 240
Магазинам с широким ассортиментом поштучный метод расчета себестоимости не подходит, так как производить расчеты в этом случае просто невозможно.
Минус этого метода в том, что определить себестоимость можно только после того, как товары были проданы и закончился расчетный период. Это осложняет установление отпускной цены.
Расчет по средней себестоимости
Метод средней себестоимости применяют магазины, в которые товары привозят партиями. Цена каждой партии может быть разной. Например, при расчете себестоимости в первый раз окажется, что одна упаковка корма обходится магазину в 285 рублей, во второй — в 300 рублей, а в третий — в 305 рублей. Определить, из какой партии упаковка, которую у вас хочет купить клиент, сложно, да и не имеет смысла. Особенно если в вашем ассортименте еще несколько сотен других товаров. Поэтому в этом случае за закупочную цену принимают среднее арифметическое значение цены из разных партий.
Рассчитывается средняя себестоимость по формуле:
Средняя себестоимость = (Себестоимость партии 1 + … + Себестоимость партии n) : n
n — количество партий.
Рассчитаем среднюю себестоимость корма из зоомагазина.
Средняя себестоимость корма = (285 + 300 + 305) : 3 = 295 рублей
Несмотря на удобство и популярность метода, у него есть несколько существенных минусов. При большой разнице между закупочными ценами среднее значение получится неточным. Кроме того, большой ассортимент товаров в магазине сильно осложняет подсчеты, так как требует много времени и внимательности.
Но если вы готовы потратиться на отдельного сотрудника, который будет следить за изменением себестоимости и прибылью, то этот способ расчета вполне приемлем в розничном магазине.
Метод FIFO
FIFO (англ. «first in, first out» — «первым прибыл, первым убыл») — метод, при котором себестоимость каждой партии просчитывается отдельно. При продаже товаров сначала списывается партия, которая раньше поступила на склад. Даже если на самом деле на полках вашего магазина есть товары из разных партий.
Метод FIFO — наиболее точный метод, но вручную им пользоваться сложно. Необходимо постоянно держать в голове и просчитывать большое количество данных: себестоимость каждой партии, количество товаров в ней, порядок, в котором партии поступили на склад. Поэтому магазины с широким ассортиментом предпочитают использовать автоматизированные учетные системы, расчеты в которых ведутся по методу FIFO: например, такой системой является Большая Птица 2.0. Вам достаточно вовремя вносить данные о поставках и отслеживать себестоимость в отчетах.
Приведем пример.
ООО «Золотая рыбка» ведет учет в Большой Птице 2.0 и регистрирует в ней все поставки:
Увидеть, как изменилась себестоимость товаров с ростом закупочной цены, можно в отчете «Общие продажи»:
Этот отчет помогает отслеживать изменения и других показателей. Например, при повышении закупочных цен в ООО «Золотая рыбка» снизилась не только себестоимость, но также наценка и рентабельность продаж. Данные, полученные методом FIFO, всегда будут точными. В результате директор магазина сможет принимать объективные управленческие решения. Например, найти нового поставщика или повысить розничные цены.
Что запомнить
Себестоимость товара — важный показатель, который позволяет выстроить выгодную ценовую политику, правильно рассчитать доходы и расходы, оптимизировать налоговую базу и в целом эффективно управлять бизнесом.
Сегодня в торговле распространены три метода расчета себестоимости:
1. Поштучный метод. Подходит предприятиям, которые продают дорогие товары. Себестоимость рассчитывается индивидуально для каждого изделия или товара.
2. Метод расчета по средней себестоимости. Используют предприятия розничной торговли, которые закупают товар партиями по разным ценам. Этот метод не отличается особой точностью, но помогает избежать большого количества расчетов.
3. Метод FIFO. По этому методу ведется учет в автоматизированных системах, например, Большой Птице 2.0. Применяется в торговых предприятиях с широким ассортиментом. Партии товара списываются в хронологическом порядке, при этом неважно, товар из какой партии был продан на самом деле.
Больше по теме:
- Как рассчитать себестоимость услуг
- Как сократить издержки без вреда для бизнеса
- Маржа и наценка: в чем разница и как рассчитать
- По какой цене продавать товар
- Как правильно повышать цены, чтобы не терять клиентов и прибыль
- Скидки в магазине: инструкция по применению
- Как рост продаж может убить прибыль, и как этого не допустить
Читайте также
Может ли ИП на УСН платить НДС и в каких случаях
20 мая 2019
ИП на упрощенке не признается плательщиком НДС. Но в некоторых ситуациях он может платить НДС — обязательно или добровольно. В каких случаях — читайте в статье....
Зачем проводить инвентаризацию перед сдачей годовой отчетности
03 декабря 2019
Инвентаризация перед годовой отчетностью помогает оценить реальное состояние дел и не получить штраф при проверке. Подробнее в нашем блоге....
Как товароучетная система может упростить бизнес
11 октября 2018
Без автоматизации никуда — даже мелкие магазинчики переходят с тетрадок и документов Excel на учетные онлайн-сервисы. Это недорого и несложно....
Комментарии
Оставьте первый комментарий