Должностная инструкция продавца — это документ, в котором прописаны все его обязанности и роль сотрудника в организации. Какого-то официального шаблона должностной инструкции нет, так что ее можно написать в свободной форме. Мы расскажем, как составить ее правильно, чтобы продавец мог по ней нормально работать.
Обязанности и зона ответственности
Работа с клиентами. Продавец обязан приветствовать клиентов, предлагать помощь, помогать им выбрать товар, стимулировать покупки. Из инструкции должно быть понятно, что именно делает сотрудник, как и в каких ситуациях себя ведет по отношению к клиентам.
Работа с кассой. Если продавец является еще и кассиром, он должен работать с кассой и кассовыми программами, вовремя открывать и закрывать смены, знать особенности кассовых операций.
Работа с деньгами. Продавец обязан всегда быть внимательным при приеме наличных, уметь отсчитывать сдачу, не отвлекаться, проверять деньги на подлинность (вручную или с помощью специального оборудования).
Подготовка торгового зала. В небольшом магазине продавец часто занимается еще и выкладкой продукции. В этом случае в должностной инструкции продавца должно быть прописано, что он обязан оформлять ценники, уметь использовать штрих-коды и знать основы мерчандайзинга.
Еще важно, чтобы продавец поддерживал имидж магазина — выставлял на улицу баннер, одевал манекены, следил за чистотой в торговом зале, фиксировал поломки и передавал информацию о них мастеру или владельцу.
Администрирование. Если магазинчик небольшой, продавец обычно сам занимается администрированием — открывает и закрывает смены, считает деньги, отмечает в реестре купоны, подбивает данные о выручке. Также такой продавец обязан предотвращать кражи и фиксировать риски для безопасности, например, замечать подозрительных лиц и сообщать о них начальству, полиции или охране.
Управление запасами. Если в магазине нет товароведа, то продавца в инструкции можно обязать подсчитывать запасы, заниматься инвентаризацией, доставлять товары со склада в зал и даже заказывать продукцию у поставщиков.
Образование и навыки
По образованию требований к продавцам обычно нет, но можно добавить дополнительные условия. Например, нанимать в художественный магазин выпускников художественных школ.
А вот определенные навыки у продавца должны быть:
Умение следовать тактическим планам — выполнять поставленные цели продаж, выданные начальником.
Подсчет денег — если продавец не умеет считать, у него вряд ли получится нормально работать.
Переговоры — умение общаться с покупателями и коллегами, обрабатывать возражения, находить выход из сложных ситуаций.
Профильные знания — важный пункт для продавцов-консультантов, которые должны не только продавать, но и помогать с выбором. Например, продавец в магазине техники должен разбираться в смартфонах и компьютерах.
Умение запоминать большие объемы информации — ассортимент, цены, расположение товара на полках.
Владение инструментами торговли
В должностной инструкции для продавца обязательно должны быть прописаны навыки работы с нужными программами. Как минимум это стандартная кассовая программа, но обычно требуется уметь работать в CRM или программе складского учета. Возможно, потребуется умение работать с ПК в целом.
Хотя если у вас в магазине стоит простая касса и продавец только пробивает по ней покупки, уметь работать с программами ему не нужно — этот пункт в инструкцию можно не добавлять.
Формальности в оформлении инструкции
Официальной формы должностной инструкции продавца нет, но это все-таки внутренний документ, и его нужно оформить по правилам. В шапке обязательно прописывается:
название компании и его структурного подразделения;
наименование документа;
дата и место составления инструкции;
должность, к которой составлена инструкция;
подпись руководящего лица со словом «Утверждаю».
После шапки нужно перечислить саму инструкцию — указать, кому сотрудник подчиняется, какие у него основные обязанности, наличие каких навыков от нее требуется.
Что потом делать с должностной инструкцией продавца
Инструкцию можно использовать, чтобы составлять вакансии — просто выписывать требования и навыки из инструкции, чтобы отбирать только соискателей, подходящих под ваши требования.
После найма нового продавца нужно обязательно ознакомить с инструкцией и объяснить, что работать он должен именно по ней, в ней перечислены основные обязанности и требования. Если продавец не знает, что делать, он всегда может обратиться к инструкции.
Третья сфера применения должностной инструкции продавца — обоснование для увольнения. Если вы хотите уволить плохого продавца, причиной может быть как раз несоответствие инструкции, невыполнение прописанных в ней обязанностей.
Что такое идеальная команда? Каждый работает на результат, уважает другого, ценит компанию. Разбираемся, как собрать коллектив, где будет царить преданность общему делу....
Выбор «правой руки» влияет на эффективность компании. Зам должен дополнять топа и взять на себя часть функций. Как правильно искать заместителя — в статье....
Комментарии
Оставьте первый комментарий