#лонгрид
Открыть компанию можно, не вставая с дивана. В статье разбираем, как зарегистрировать ООО онлайн: что делать по шагам и о каких важных условиях не забыть, чтобы не получить потом штраф или отказ.
Состав учредителей
Определитесь с тем, как вы намерены создавать бизнес: в одиночку или с партнерами. Для ООО число совладельцев должно быть не более 50. Если партнеров собралось больше, вам придется открывать акционерное общество.
Учредителями ООО могут быть не только физические лица, но и организации (как российские, так и зарубежные). Но если вы собираетесь использовать специальные налоговые режимы, учитывайте, что доля юридических лиц в уставном капитале должна быть не более 25%.
Кроме того, не каждое физическое лицо может стать совладельцем компании. Ограничения установлены для военных, госслужащих и в ряде других случаев, предусмотренных ст. 23 закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации…». Например, потенциальный учредитель мог быть ранее лишен судом права заниматься бизнесом.
Дмитрий Федоров
Автор статьи. Работает в сфере экономики и финансов 17 лет. Главбух, руководитель экономического отдела. Победитель конкурса «Лучший бухгалтер России».
Название компании
В целом владелец будущей компании свободен в выборе её названия. Но обязательно проверьте выбранный вариант на:
1. Уникальность. Название компании не может совпадать с ранее зарегистрированной организацией, которая работает в той же отрасли (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). Нельзя, чтобы совпадение было полным или таким, чтобы можно было перепутать: например, Мегафон → Мегапон. Чтобы в дальнейшем избежать проблем с конкурентами, заранее проверьте свое название с помощью онлайн-сервиса ФНС РФ.
2. Соответствие требованиям ст. 54 и 1473 ГК РФ. Нельзя без специального разрешения использовать в названии юридического лица слова «Россия» («РФ»), наименования иностранных государств, субъектов РФ, государственных органов.
Компания, зарегистрированная в РФ, обязательно должна иметь полное наименование на русском языке, включающее организационно-правовую форму. Кроме того, по желанию учредителей, у организации могут появиться еще до пяти дополнительных вариантов названия:
сокращенное на русском языке;
полное/сокращенное на одном из языков народов РФ;
полное/сокращенное на одном из иностранных языков.
Использовать иностранные слова в основном варианте наименования можно только в русской транскрипции. Например, нельзя назвать компанию «Общество с ограниченной ответственностью «MegaTrade». Правильно будет «Общество с ограниченной ответственностью «МегаТрейд».
Юридический адрес
Вы можете зарегистрировать организацию:
В нежилом помещении в собственности учредителя. Офисном, производственном или складском. Этот вариант гарантирует отсутствие проблем как при регистрации, так и в дальнейшем. Но далеко не каждый начинающий бизнесмен владеет подходящим объектом недвижимости.
В арендованном помещении. Тоже хороший вариант, если владелец недвижимости согласится с тем, что в его помещении будет зарегистрирована ваша компания. Но помните, что при переезде вам придется вносить изменения в учредительные документы.
По домашнему адресу учредителя или руководителя. Здесь ситуация уже сложнее. С одной стороны — жилые помещения предназначены для проживания граждан (ст. 288 ГК РФ). Но с другой стороны — жилье можно использовать для предпринимательской деятельности, если это не мешает окружающим (ст. 17 ЖК РФ). Здесь много зависит от позиции конкретной инспекции. Чтобы избежать возможных проблем, помните следующее:
учредитель (руководитель) должен иметь прописку либо временную регистрацию по указанному адресу;
необходимо получить письменное согласие на регистрацию ООО от собственника жилого помещения и всех проживающих в нем лиц;
при регистрации по домашнему адресу, как и при аренде нежилых помещений, в случае переезда или смены прописки придется изменять учредительные документы.
По адресу массовой регистрации. Его можно купить у специализированной компании. В этом случае вы не получите права пользования помещением. Владелец адреса только подтвердит место нахождения вашей будущей компании для регистрации и будет принимать корреспонденцию.
Налоговики с подозрением относятся к адресам массовой регистрации, т.к. считают, что их используют в основном фирмы-однодневки.
Поэтому лучше обратитесь не к коммерческим «продавцам адресов», а в местный центр поддержки предпринимательства. Но если этой возможности нет, то перед покупкой адреса:
проверьте его на массовость в сервисе на сайте ФНС;
проверьте, существует ли реально это здание или помещение, и в каком состоянии оно находится;
включите в договор условие о возврате средств при отказе в регистрации.
Вид деятельности
При регистрации компании вы сразу должны определиться с видом (или видами) деятельности и указать эту информацию в заявлении. Для этого используйте классификатор ОКВЭД ОК 029-2014.
От правильного выбора кодов ОКВЭД зависит возможность применять специальные налоговые режимы и пользоваться льготами по обязательным платежам.
Например, единый налог на вмененный доход можно использовать только для ограниченного перечня видов деятельности. И если один из них не будет указан в учредительных документах, то налоговики могут отказать вам в переходе на ЕНВД.
Существует немало льгот по налогам и взносам, которые привязаны к виду деятельности. Например, если организация работает в сфере социального обслуживания, то она может применять нулевую ставку по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ).
Но если даже компания фактически ведет льготный вид деятельности, а он не занесен в учредительные документы, то споры с проверяющими неизбежны.
Поэтому не относитесь к этому разделу формально, а укажите все основные и предполагаемые виды деятельности, которые будет вести ваша организация.
Самый подробный код ОКВЭД состоит из 6 знаков, при регистрации нужно заполнить не менее 4 по каждому виду деятельности. Например, если вы открываете мясной магазин, нельзя указать просто код 47 «Розничная торговля» — это слишком общая информация. А вот код 47.22 «Розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах» подойдет.
Размер и структура уставного капитала
Уставный капитал — это средства, которые учредители вносят в начале деятельности компании. Для ООО он в общем случае не может быть меньше 10 000 руб.
Участники могут вкладывать не только деньги, но также имущество, ценные бумаги, права требования и т.п.
Принимая решение о формировании уставного капитала, учитывайте следующее:
Минимальный размер УК должен быть обязательно оплачен деньгами (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
При внесении в УК неденежных вкладов стоимостью более 20 000 руб. сумму должен подтвердить независимый оценщик.
УК должен быть полностью сформирован в течение 4 месяцев после регистрации.
При определении размера уставного капитала учитывайте то, как он будет делиться между участниками. Например, учредителей трое и они хотят владеть компанией в равных долях. В этом случае использовать минимальную сумму — 10 000 руб. будет неудобно, потому что она не делится на три без остатка. Логичнее будет увеличить размер УК до 10 200 руб., тогда на каждого из владельцев придется ровно по 3 400 руб.
Налоговый режим
Любая новая организация по умолчанию начинает работать на общей системе налогообложения (ОСНО). Но малые предприятия в большинстве случаев стараются перейти на один из специальных налоговых режимов: УСН или ЕСХН.
Если параметры вашего будущего бизнеса подходят для одного из спецрежимов, то лучше всего подать заявление о переходе на него сразу при регистрации компании.
Процедура регистрации ООО онлайн
Получить электронную подпись и зарегистрироваться на портале ФНС
Каждый из учредителей должен получить усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись (ЭЦП). Ее можно получить бесплатно в приложении «Госключ» или в отделении ФНС — во втором случае понадобится USB токен. Стоимость токена — в среднем 2 000 – 2 500 руб.
Стоимость ЭЦП для физического лица составляет в среднем 1 500 – 2 000 руб.
Регистрация на портале ФНС — бесплатная. Нужно занести ФИО и ИНН, а затем подтвердить электронную почту.
Подготовить документы
Чтобы зарегистрировать ООО онлайн, вам потребуются следующие документы:
Заявление по форме Р11001.
Решение учредителя (если он один).
Протокол собрания и учредительный договор (если учредителей два и более).
Устав.
Документы, подтверждающие юридический адрес: свидетельство о праве собственности, гарантийное письмо арендодателя и т.п.
Заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов (при необходимости).
Отправить документы в ФНС
Форма Р11001 формируется на сайте ФНС автоматически при заполнении анкеты. В анкету нужно внести паспортные данные и ИНН учредителей, а также основные сведения об организации: наименование, уставный капитал, юридический адрес, виды деятельности.
Остальные документы направьте налоговикам в виде скан-копий, сформированных в соответствии с требованиями ФНС РФ:
Черно белый (однобитовый) цветовой режим.
Формат файла — TIF.
Разрешение — 300*300dpi.
Каждый документ нужно отдельно заверить электронной подписью учредителя (учредителей).
Получить решение налоговой
Налоговики должны принять решение о регистрации в течение трех рабочих дней. Если все пройдет успешно вы получите на почту следующие документы, заверенные электронной подписью ФНС:
Копию Устава (если при подаче документов использовали не типовой, а собственную форму).
Выписку из ЕГРЮЛ.
Свидетельство о постановке на налоговый учет.
С этого момента ваша компания зарегистрирована и вы можете начинать деятельность: открывать счет в банке, заключать договоры, нанимать сотрудников и т.д.
При отказе вы можете исправить ошибки и подать заявление повторно. Так как госпошлина при электронной регистрации ООО не взимается (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ), то вы потеряете только время — три дня на новое рассмотрение.
Чтобы зарегистрировать ООО онлайн:
1. Определите основные параметры компании: состав учредителей, наименование, юридический адрес, виды деятельности, размер уставного капитала и его распределение между учредителями.
2. Получите усиленную квалифицированную ЭЦП и зарегистрируйтесь на сайте ФНС.
3. Заполните основные сведения об учредителях и компании в специальной форме на сайте.
4. Распечатайте, подпишите и отсканируйте в соответствии с требованиями ФНС все необходимые документы.
5. Отправьте заявление и прилагаемые документы налоговикам, заверив их с помощью ЭЦП.
6. Дождитесь положительного ответа и начинайте работать или исправьте ошибки и снова подайте заявление.
Статья актуальна на 10.04.2024 г.
Больше по теме:
- Где взять деньги на развитие бизнеса
- Помощь малому бизнесу от государства: миф или реальность
- Социальный контракт: как получить 350 тысяч рублей на бизнес
- Как получить грант на развитие бизнеса
- Краудфандинг: как запустить проект и получить деньги для бизнеса
- Как начинающему бизнесу взять кредит на развитие и не разориться
- Какой бизнес открыть в 2024 году
- Как начать бизнес: топ ошибок на старте
- Как проверить бизнес-идею
- Идеальный бизнес-план за 10 шагов
- Бизнес-стратегия компании: зачем она нужна и как ее разработать
- Бизнес-модель Остервальдера: зачем и как ее построить
- Как стартапу защитить свою идею
- Как зарегистрировать товарный знак
Читайте также
Расширение розничного бизнеса: 5 идей, которые стоит попробовать
03 октября 2018
Вы запустили розничный бизнес и добились успеха. Но несмотря на то, что ваше дело стабильно и прибыльно, вы задаетесь вопросами «Что дальше?» и «Как перейти на новый уровень?»....
Какие условия нельзя навязывать покупателям
28 сентября 2023
Отказ в обслуживании, удержание предоплаты, изменение договора без согласия клиента, требование неустойки — разберемся, что такое недопустимые условия договора и какую ответственность несут продавцы....
Как создать оперативный план, который вы действительно будете использовать
12 мая 2022
Отлично, если у вас есть стратегия по запуску и развитию бизнеса. Но чтобы методично двигаться к достижению целей, нужен оперативный план. Читайте, какие преимущества он дает и как его сделать....
Комментарии
Оставьте первый комментарий