Предприниматели вкладывают в раскрутку бренда деньги, силы и время. Продукт становится популярным. Если вовремя не зарегистрировать товарный знак, то брендом смогут воспользоваться конкуренты. Например, «Пионер Гадюкин» или «Эрмитажные коты» — товарные знаки, которые могут использовать только владельцы действующих свидетельств об их регистрации. Объясняем, как зарегистрировать товарный знак, можно ли сделать это самостоятельно и сколько придется заплатить.
Что такое товарный знак
Товарный знак — «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» (Статья 1477 ГК РФ). То есть, товарный знак выделяет производителя на рынке, что помогает отличать его от конкурентов. Для того, чтобы закрепить за компанией товарный знак, обозначается как ®, необходима его регистрация. Товарным знаком может быть логотип, название, упаковка и т.д.
Примеры товарных знаков:
Встречается еще и такое обозначение как торговая марка. Это то же самое, что товарный знак, но используется за рубежом, в США, ЕС и других странах. Обозначается как ™.
Существует еще обозначение © — зарегистрированный объект авторского права. Под ним скрывается объект интеллектуальной собственности: изобретения, художественные и литературные произведения. Для регистрации такого объекта не обязательно быть юридическим лицом.
Виды товарных знаков
Товарные знаки отличаются по своей форме. Существует несколько видов:
Словесный — самый распространенный. Это название, причем учитывается только сама его суть, например, если другая компания возьмет такое же название, но напишет другим шрифтом, зарегистрировать его она не сможет. Примеры: Coca-Cola, Adidas, Магнит.
Изобразительный — эмблема, хорошо узнаваемое изображение, например, логотип Apple.
Комбинированный — самый надежный. Сочетает изображение и надпись.
Объемный — это упаковка, например, уникальный флакон или коробка.
Цветовой — уникальный цвет, разработанный компанией.
Осязательный — специальный знак, рассчитанный на людей с ограниченными возможностями, использующих шрифт Брайля.
Обонятельный — редкий тип, аромат в качестве товарного знака.
- Звуковой — уникальные мелодии, по которым узнают компанию, например, музыкальные заставки на радио.
Не могут быть товарными знаками:
Общепринятые символы.
Государственные эмблемы.
Символика международных организаций.
Обозначения товаров, чьи названия стали нарицательными.
Сходные, но не дублирующие товарные знаки других компаний.
Вводящие потребителя в заблуждение товарные знаки.
Зачем нужно регистрировать товарный знак
Можно выделить несколько причин:
1. Продукция, имеющая товарный знак, отличается от продукции конкурентов, покупателям легче ориентироваться, а предпринимателям проще защититься от плагиата и недобросовестных конкурентов.
2. Если продукция защищена товарным знаком, никто не сможет предъявить на него права и выпустить такую же продукцию. Предприниматель может раскручивать свой бренд без опаски, что его могут увести.
3. Узнаваемость бренда повышает продажи и доверие потребителей.
4. Товарный знак можно продать по франшизе или по лицензии.
5. Крупные сети и маркетплейсы охотнее сотрудничают с известными брендами, чем с предпринимателями без имени.
6. Товарный знак может быть переведен в нематериальный актив, тем самым увеличив стоимость компании.
Как проверить товарный знак
Прежде чем регистрировать товарный знак, нужно убедиться, что он свободен. Если имеются какие-то совпадения, то зарегистрировать его вы не сможете. Также есть риск, что знак «уведут у вас из-под носа», поскольку вас в любой момент могут опередить. Советуем проверять товарный знак непосредственно перед подачей заявки, чтобы никто не смог проскочить. Помните, что если после подачи заявки выяснится, что товарный знак уже кем-то занят, то вы получите отказ в регистрации, а оплаченную пошлину не вернут.
Некоторые слова нельзя регистрировать в качестве товарного знака, так как они обозначают товары в целом. Такие слова относят к «неохраняемым элементам».
Например, нельзя зарегистрировать знак «Одежда» в классе одежды. Словосочетания с одеждой регистрировать можно, а саму одежду можно зарегистрировать в другом классе.
Классы регистрации товарных знаков — виды товарных знаков, разделенные в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Классификация содержит 34 класса товаров, разделенных по функциям или назначениям, а также 11 классов услуг в соответствии с направлениями деятельности.
Например, дезодорант «Rexona» будет относиться к классу 03 «Продукты косметические и туалетные нелечебные», а Coca-Cola — к классу 32 «Безалкогольные напитки».
Проверить, зарегистрирован ли товарный знак можно платно и бесплатно. Бесплатно проверить можно на сайтах, которые осуществляют проверки по открытым базам, например:
По открытым базам чаще можно проверить только словесные товарные знаки.
Для проверки несловесных знаков и для более полной проверки необходимо воспользоваться базой ФИПС — Федерального института промышленной собственности. Доступ к ней платный, 4130 рублей за 1 класс и по 1062 за дополнительный.
Как зарегистрировать товарный знак
Зарегистрировать товарный знак в Роспатенте можно через посредников или самостоятельно. Рассмотрим оба способа.
Через посредников
Многие юридические компании оказывают услуги по регистрации товарных знаков. Регистрация может быть выполнена как «под ключ», так и отдельными шагами, например, клиент собирает документы сам, а компания подает заявку и сопровождает регистрацию.
Мы собрали список компаний и стоимости их услуг:
- Znakoved — 20600 рублей.
- Patentus — 22500 рублей.
- Гардиум — от 12600 рублей.
- Ринфин — 25000 рублей.
- ВКО Интеллект — от 20000 рублей.
Услуги компаний не включают в себя стоимость пошлин, их придется доплатить сверху.
Самостоятельно
Подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатенте можно одним из способов:
Отправить электронную заявку на товарный знак через сайт ФИПС, которую нужно заверить квалифицированной ЭЦП в личном кабинете ФИПС. Электронная заявка уменьшит госпошлину на 30%.
Подготовить пакет документов и отправить почтой, принести лично или отправить по факсу с последующим предоставлением оригиналов в головной офис Роспатента.
Через сайт Госуслуги. Заявку нужно заверить квалифицированной ЭЦП. Такая заявка не будет считаться электронной за нее придется заплатить полную стоимость, кроме того, для подачи нужно быть зарегистрированным в качестве юрлица.
Для регистрации товарного знака понадобятся следующие документы:
заявка на регистрацию;
обозначение вашего товарного знака;
описание обозначения в свободной форме;
перечень товаров, сгруппированных по классам МКТУ;
подтверждение согласия на обработку персональных данных.
Сколько стоит зарегистрировать товарный знак
Чтобы зарегистрировать товарный знак самостоятельно, придется заплатить:
Регистрация заявки и формальная экспертиза (проверку документов на соответствие перечню) за каждый из классов МКТУ | 3500 рублей |
Проведение экспертизы по существу (проверку на уникальность и на соответствие нормам закона) за каждый из классов МКТУ | 11 500 рублей |
Регистрация товарного знака (при положительном решении патентного ведомства) | 16 000 рублей |
Выдача свидетельства на товарный знак | 2000 рублей |
Пошаговая инструкция по самостоятельной регистрации товарного знака
1. Подготовьте документы:
заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с информацией о заявителе и его места жительства или нахождения;
заявляемое обозначение товарного знака;
перечень товаров, сгруппированных по классам МКТУ;
описание заявляемого товарного знака.
2. Подайте документы:
электронно через сайт ФИПС;
или:
лично | Роспатент, Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1 |
по почте | Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация |
по факсу (с последующим представлением оригиналов) | +7 (495) 531-63-18 |
через сайт Госуслуг | https://www.gosuslugi.ru/ |
3. Оплатите пошлину за регистрацию заявки, формальную экспертизу и экспертизу товарного знака по существу.
Роспатент в течение 1 месяца (ГК РФ Статья 1498) проверит оплату госпошлин и соответствие документов требованиям закона. После этого в течение 12 месяцев проверит товарный знак на сходство, а потом на соответствие закону (п. 100 Административного регламента по регистрации товарных знаков и знаков обслуживания).
4. Оплатите госпошлину за регистрацию и выдачу свидетельства о регистрации товарного знака в течение 4 месяцев (п.31, пп.12 Административного регламента), если проверка пройдет успешно.
5. После оплаты пошлин Роспатент в течение 2 недель проверит уплату пошлины (п.165 Административного регламента), в течение 1 месяца зарегистрирует товарный знак и опубликует сведения об этом, внесет их в Росреестр (п. 170), а в течение 1 месяца выдаст соответствующее свидетельство (п.174).
Таким образом, максимальный срок, установленный законодательством на регистрацию товарного знака, составляет 19 месяцев. На практике средний срок регистрации товарного знака составляет 10-12 месяцев.
Свидетельство о регистрации действует 10 лет, потом его нужно продлить, иначе вашим товарным знаком смогут воспользоваться конкуренты. Процедура продления срока действия исключительного права на товарный знак занимает два месяца.
Больше по теме:
Читайте также
Зачем предпринимателю личный бренд и как его продвинуть
25 мая 2021
Правильно построенный личный бренд предпринимателя может существенно повысить доверие со стороны клиентов и инвесторов. Разбираем, что такое личный бренд и как его создать....
Как вести бизнес-аккаунт в Инстаграм
07 декабря 2018
Инстаграм — самая активно развивающаяся площадка для бизнеса. Если вас там нет, самое время завести бизнес-аккаунт в Инстаграме, пока не поздно. Читайте, с чего начать развивать бизнес в Инсте....
Какие условия нельзя навязывать покупателям
28 сентября 2023
Отказ в обслуживании, удержание предоплаты, изменение договора без согласия клиента, требование неустойки — разберемся, что такое недопустимые условия договора и какую ответственность несут продавцы....
Комментарии
Оставьте первый комментарий