§1 Зачем этот курс предпринимателю
На вводном курсе по основам финансов «Три отчета» вы познакомились с главными финансовыми понятиями и тремя финансовыми отчетами — Балансом, Отчетом о движении денег, Отчетом о прибыли (о финансовых результатах).
Этот курс «Финансы для роста бизнеса» — продолжение курса «Три отчета», и он максимально адаптирован к практике.
Пройдя этот курс, вы поймете, как контролировать ресурсы и финансы своего бизнеса, чтобы видеть наглядную картину бизнеса в целом. Сможете разработать под свой бизнес рабочие управленческие формы 3 отчетов. Легко анализировать финансовые показатели и находить точки роста.
Итак, для роста и устойчивости любого бизнеса необходимы три опоры.
Первая опора — продажи
Именно продажи приносят доход, и они же отражаются в первой строчке бухгалтерского Отчета о прибылях и убытках (финансовых результатах).Важное дополнение по терминамЕсть несколько терминов, в которых часто бывает понятийная путаница у предпринимателей.
Выручка и доход с продаж. Выручка неразрывно ассоциируется с полученными деньгами. Поэтому часто авансы могут приниматься за выручку. Пример, продажа подарочных сертификатов. Или предоплата товара под заказ. Поэтому лучше практиковать термин валовый доход от продаж.
Второй момент. Часто доходом с продаж называют валовую прибыль. Купили за 100 руб., продали за 150 руб., значит доход 50 руб.
В торговле валовый доход – это сумма, за которую продали товар, независимо от того, был он оплачен заранее или будет оплачен позже. Т.е. в нашем случае — 150 руб.
И третий момент. Разделять понятия посреднические услуги и торговля. И соответственно валовый доход с продаж и доход с услуг.
Например, Егор продает товар поставщика, полученный по договору поставки с отсрочкой платежа. Это торговля. Или Егор продает товар по агентскому договору или комиссионному договору. Тогда товар от поставщика не будет отражаться в балансе. И долг перед поставщиком тоже. Но Eгор несет ответственность за сохранность товара и обязан его вернуть, если он не продастся. А доход Егора и обязательства, равные стоимости товара, перед поставщиком возникнут только после продажи товара. Доход – это комиссионное вознаграждение за продажу.
Пример. Вариант 1. По договору комиссии получаем товар за 150 руб. и 20% определяется как комиссия. Тогда после продажи валовый доход 30 руб., обязательство перед поставщиком 120 руб.
Вариант 2. По договору стоимость 100 руб., а комиссия — все что получится продать сверху. Продал за 160 руб. Обязательство – 100 руб., валовый доход 60 руб. Продал за 130 руб. Обязательство – 100 руб., валовый доход 30 руб. При таких договорах в верхнюю строчку идут суммы комиссионных, а в строчку себестоимость ничего не добавляется. Несмотря на то, что стоимость комиссионного товара не отражается в балансе, а учитывается на забалансовых счетах, в учете на складе нужно организовывать учет как собственных товаров, так и товаров комиссионных.
Из курса «Три отчета» вы уже знаете, что доходы бизнеса признаются тогда, когда они заработаны (а не когда поступила оплата), а расходы — по факту возникновения.
Большинство предпринимателей сосредоточены на росте продаж. Но в некоторых случаях на практике мы можем наблюдать, что с ростом продаж прибыль не растет пропорционально росту продаж, а иногда даже сокращается.
Поэтому вторая опора – прибыль
Или как минимум безубыточность. Иначе бизнес теряет экономический смысл.
Помните как в анекдоте про зайца, который продавал на рынке рубли за пятьдесят копеек. А на вопрос «Как дела?», отвечал «Прибыль не считал, но обороты бешенные». В курсе это будет подробно разобрано.
Поэтому важно ясно осознавать — прибыльна или убыточна каждая продажа. И сколько ежемесячной прибыли должны приносить продажи, чтобы покрыть хотя бы ежемесячные операционные расходы, то есть достичь точки безубыточности.
Прибыль — это то, ради чего предприниматели начинают бизнес. Однако одной лишь прибыли для успеха недостаточно. Даже прибыльный и растущий бизнес при определенных обстоятельствах может потерпеть крушение.
Третья важная опора бизнеса – это деньги и платежеспособность
Есть немало реальных примеров, когда прибыльные предприятия банкротятся просто потому, что им не хватило свободных денег. Деньги для бизнеса, как топливо для автомобиля, если у вас кончился бензин, вы остановитесь.
Перебои с денежным потоком могут привести к краху любой, даже самый успешный бизнес. Поэтому руководителю важно отслеживать, сохранять платежеспособность и здоровый денежный поток.
В малом бизнесе финансовые ошибки более ощутимы и чреваты осложнениями, чем в крупном. И утопить малый бизнес в состоянии всего одна грубая финансовая ошибка. Например, это может быть «кассовый разрыв», когда нужно оплачивать обязательства бизнеса, а денег в наличии нет.
Героя предыдущего курса Егора мы как раз оставили на этапе возникновения проблем с деньгами. Обязательно узнаем, что он сделал и как справился с разрывом.
Особенно часто бизнес сталкивается с проблемами денег и платежеспособности, когда начинает расти. Многие многообещающие прибыльные бизнесы сошли с дистанции из-за недооценки этого фактора.
Подводим итог
Для устойчивости и роста любого бизнеса необходимо:
1) иметь достаточный объем продаж;
2) доход от продаж должен покрывать все расходы бизнеса и приносить прибыль владельцу;
3) бизнес должен сохранять платежеспособность и здоровый денежный поток.
Как делать это грамотно вы узнаете из нашего курса.
Комментарии
Оставьте первый комментарий