Чтобы начать свое дело, не обязательно мучиться над идеей и продумывать бизнес-модель. Можно использовать чужой успех — купить франшизу и работать под маркой уже раскрученного бренда, внедряя отлаженные процессы, которые уже доказали свою эффективность. Обычно, когда говорят о франшизе, подразумевают прямую франшизу, но есть еще одна форма — обратная франшиза. Давайте разберемся, в чем между ними разница.
Как работает прямая франшиза
На условиях прямой франшизы франчайзер продает желающим право работать под своим брендом и предоставляет необходимые для запуска наработки — бизнес-модель, технологии, бизнес-процессы, рекомендации по маркетингу, права на использование торгового знака и других брендовых атрибутов.
При этом франчайзи платит разовый паушальный взнос за покупку франшизы плюс ежемесячно выплачивает франчайзеру роялти — процент от прибыли своей точки. Процент от прибыли варьируется, но редко превышает 10%. Например, роялти лабораторий HELIX — одной из самых популярных франшиз — всего 2%.
В такой схеме франчайзи, пользуясь рекомендациями франчайзера, сам организует деятельность, выбирает ассортимент, подбирает персонал и ищет помещение. По сути вся операционная деятельность ложится на покупателя франшизы. За исключением роялти франчайзи забирает весь доход себе.
Как устроена обратная франшиза
Если франчайзи покупает обратную франшизу, он точно так же платит паушальный взнос и ежемесячно роялти. Но при этом все заботы по операционному управлению новой точкой ложатся на франчайзера.
При обратной франшизе франчайзер выделяет команду внедрения, которая определяет ассортимент на точке, логистику, способы доставки. Франчайзер сам решает, в каком помещении открыться и как его обустроить.
По сути при обратной франшизе франчайзи не берет на себя ответственность за работу новой точки, но при этом все равно получает вознаграждение. Но, естественно, оно ниже, чем при прямой франшизе — франчайзи достается в среднем до 30% от выручки новой компании, из которых все равно надо будет заплатить роялти и зарплату рабочим.
Такая схема выгодна и франчайзеру, и франчайзи. Первый получает инвестиции для открытия нового магазина и при этом платит небольшое вознаграждение управляющему и его команде. Второй — получает эффективный бизнес под проверенным управлением, несет минимум ответственности, но все равно получает доход.
Сравнительная таблица, чтобы все запомнить
Прямая франшиза
Обратная франшиза
Франчайзи покупает у франчайзера право работать под раскрученным брендом, получает советы по поиску помещения и маркетингу.
Франчайзи покупает у франчайзера право работать под раскрученным брендом, получает советы по поиску помещения и маркетингу.
Франчайзи платит франчайзеру единовременный паушальный взнос и ежемесячно роялти — процент от прибыли.
Франчайзи платит франчайзеру единовременный паушальный взнос и ежемесячно роялти — процент от прибыли.
Франчайзи сам решает, кого нанимать, как управлять компанией, у каких поставщиков покупать товары и какую стоимость на них устанавливать, если обратное не прописано в условиях франшизы.
Франчайзи выполняет роль управляющего и работает по указанию франчайзера. Франчайзер управляет операционной деятельностью — нанимает персонал, выбирает помещение, устанавливает ассортимент.
Франчайзи делает почти всю работу по управлению и платит франчайзеру роялти в размере до 10%.
Франчайзи участвует минимально в управлении, не принимает рискованных решений. Тоже платит роялти.
Франчайзи за исключением роялти забирает всю прибыль себе.
Франчайзи получает только около 30% от прибыли компании. Из этих 30% он платит роялти и зарплаты сотрудникам.
Прямая франшиза дает большую свободу, но и несет в себе больше рисков. Обратная требует минимум вмешательства и подходит даже новичкам-предпринимателям.
Особенно популярна обратная франшиза в торговле одеждой, обувью и аксессуарами, продуктами, техникой и мебелью. Обратный франчайзинг сейчас обкатывают Х5 и «Экспресс ритейл» на брендах: «Перекресток», «Пятерочка», «СитиМаг». Из сферы услуг такой франшизой пользуются интернет-сервисы, кафе, рестораны и сотовые операторы.
Стоимость работника определяется не только его зарплатой. В статье расскажем, какие затраты нужно учитывать, чтобы понять, во сколько обходится сотрудник....
После блокировки западных соцсетей многие предприниматели потеряли источники заявок. Расскажем, как продвигать Телеграм-канал, о чем писать, какие форматы заходят и как анализировать результаты....
Если уметь общаться и заводить знакомства, выглядеть уверенным на встречах, то добиться успеха в бизнесе гораздо проще. Как предпринимателю улучшить коммуникативные навыки, читайте в статье....
Комментарии
Оставьте первый комментарий