Где найти деньги на запуск или на развитие малому бизнесу? Можно взять кредит или поискать инвестора, а можно пойти другим путем и попробовать альтернативное финансирование — краудфандинг. Что это простыми словами, для кого подходит и как получить деньги для бизнеса таким способом — рассказываем в статье.
Что такое краудфандинг
История знает много примеров, когда предприниматели или творческие люди обращались к народу за поддержкой и просили пожертвовать энную сумму на воплощение своих идей в жизнь. Один из самых известных случаев — сбор на пьедестал Статуи Свободы в 1884 году. На призыв откликнулось множество людей, с их помощью нужная сумма ($150 000) была собрана за полгода, а поддержавшие получили мини-копии Статуи Свободы в качестве благодарности.
Другой пример — финансирование тура рок-группы Marillion в 1997. Музыканты успешно собрали нужную сумму и прокатились по США.
Современный краудфандинг — продукт развития информационных технологий. Если в прошлом обратиться к народу можно было через газеты, телевидение и прочие традиционные способы связи, в наше время с развитием Интернета получить финансирование стало намного проще и быстрее, просто зарегистрировав свой проект онлайн.
Краудфандинг — способ привлечения финансирования, при котором компания размещает проект онлайн на специальной платформе и предлагает непрофессиональным инвесторам (обычным людям) вложить в него деньги, то есть поддержать проект. При этом инвесторы могут как не получить никакого вознаграждения за свой вклад, так и получить некоторые «плюшки» в виде наград, самого выпускаемого продукта, роялти и даже долю в компании. Рассмотрим виды краудфандинга подробнее.
Какие бывают виды краудфандинга
По своей сути все виды краудфандинга одинаковы, различаются только по целям сбора средств и вознаграждениям для инвесторов. Краудфандинг бывает финансовым и нефинансовым.
Финансовые виды:
Royalty-модель — выплата роялти поддержавшим проект;
Долговой (lending) — народное кредитование;
Акционерный — продажа акций компании за поддержку проекта.
Существуют также нефинансовые виды, которые не предусматривают вознаграждений:
Благотворительный — фандрайзинг, денежных вознаграждений нет, вместо них может быть упоминание как спонсора;
Наградной — вознаграждение в виде поощрений от автора, предметов с символикой, встреч с автором и так далее;
Предзаказ — вознаграждение в виде раннего доступа к заказу продукта.
Как работает краудфандинг?
Механизм краудфандинга несложен и не требует специальных знаний, чтобы во всем разобраться. Вот как он работает.
1. Компания определяется с проектом, а именно продумывает идею, которая должна быть сильной и цепляющей, способной заставить аудиторию поверить в компанию.
2. Выбирается наиболее подходящая площадка для проекта (надо помнить, что на некоторых лучше проходят благотворительные проекты, другие подходят для коммерческих).
3. Производится расчет расходов на кампанию (нужно помнить об издержках), желательно провести полную калькуляцию. После определяется сумма, необходимая для успешного завершения проекта.
4. Разрабатывается страница проекта, включая описание, видео о компании, призывы к действию.
5. Если проект подразумевает вознаграждения, то разрабатывается система вознаграждений спонсоров.
6. Запускается проект и начинаются работы по его продвижению.
7. Проводится сбор средств.
Завершение проекта, в случае успеха — выплаты комиссии площадке и уплата налогов.
Что говорит закон о краудфандинге?
Законодательство только недавно признало краудфандинг и приняло Федеральный закон от 2 августа г. 2019 № 259-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2020 г. В законе в первую очередь говорится о краудинвестинге — разновидности краудфандинга, который предусматривает вложение денег в проекты с целью заработать на этом. Это финансовый вид краудфандинга. Именно он больше всего нуждался в регулировании со стороны государства.
Закон закрепляет крауд-технологии и накладывает определенные ограничения, например, на сумму инвестиций от одного непрофессионального инвестора в год — 600 000 рублей, на статус юридического лица, привлекающего средства (некоторые категории не имеют на это права), а также инвестиционные платформы обязаны теперь действовать официально, регистрироваться в реестре Банка России, оформлять договоры и прочие документы.
Ограничения призваны снизить риски инвесторов и платформ, предотвращать случаи мошенничества и неполучения средств. Противники закона отмечают, что такое регулирование не пойдет на пользу рынку, и что технологиям будет сложно развиваться в столь ограниченном пространстве, а также что это приведет к очередным налогам и сборам.
Кому стоит попробовать себя в краудфандинге?
Краудфандинг хорош тем, что подходит для многих видов бизнеса, для продуктов и услуг. К тому же для получения финансирования достаточно только хорошей идеи. Но учтите, что проектов много и для продвижения требуется тратить силы и время. Вместе с тем, результат может быть ошеломляющим. Даже на российских площадках предприниматели собирают крупные суммы на старт производства, а также успешно используют краудфандинг для остальных своих проектов. Яркий пример — Гузель Санжапова, предприниматель из маленькой уральской деревни Малый Турыш, которая смогла привлечь для своего бизнеса на изготовлении крем-меда более 1,5 миллионов рублей.
Плюсы и минусы краудфандинга для бизнеса
К плюсам использования краудфандинга для бизнеса можно отнести:
возможность протестировать бизнес-идею до запуска производства;
достаточно высокая скорость привлечения средств;
минимум посредников и минимальные силы на юридическое оформление проекта;
возможность получения предварительных заказов на продукцию;
охват аудитории, иногда виральный.
Есть и минусы:
проект необязательно будет интересен аудитории;
риск кражи идеи;
риск неполучения средств по независящим от предпринимателя причинам;
полученные средства никак не контролируются, поэтому легко потратить все очень быстро, а проект так и не завершить;
репутационные риски в случае невыполнения обязательств перед спонсорами.
Как правильно оформлять крауд-кампанию?
Некоторые советы решившимся на запуск собственного краудфандинг-проекта:
Для запуска коммерческого краудфандинга стоит избегать ассоциаций с благотворительностью. В России сложился стереотип, что деньги собирают только музыканты и благотворительные организации. На самом деле это не так, а чтобы отграничить себя от благотворительности и заставить воспринимать проект как разработку нового продукта, необходима сильная подача и акцент на пользе продукта, а не на сборе средств.
Тщательно проработать сумму сбора средств. Не стоит выбирать слишком большую и нереалистичную сумму, это отпугнет пользователей, тем более, если компания неизвестна в широких кругах. Проще начать с меньшей суммы, чтобы в случае неудачи можно было легко начать заново.
Нельзя пренебрегать сторонним продвижением, сама платформа не будет продвигать ваш проект. Важно сочетать запуск проекта и рекламные кампании в соцсетях и СМИ.
Используйте больше визуальной информации, которая традиционно привлекает больше внимания.
Уделяйте внимание и тому, что происходит после завершения проекта, общайтесь со спонсорами, это поможет формировать отношения и рассчитывать на успешные запуски других продуктов.
Важные российские и зарубежные краудфандинг площадки
Крупных российских площадок для размещения краудфандинг проектов немного, у каждой есть свой профиль, то есть те проекты, которые лучше подходят. Рассмотрим некоторые из них:
Planeta
Лидер российского рынка краудфандинга. Специфика проектов — благотворительные, творческие, социальные. Коммерческих проектов мало, аудитория больше нацелена на помощь, а не покупки.
Boomstarter
Аналог Kickstarter, больше подходит для бизнес-проектов, в частности для технологических разработок.
StartTrack
Площадка для инвестиций в стартапы. Больше всех подходит для реализации бизнес-проектов, но и является высокорисковой.
Зарубежных краудфандинг платформ больше, многие из них нацелены на коммерческие проекты. Но для выхода на зарубежную площадку потребуется знание рынка и английского языка на отличном уровне. Некоторые зарубежные площадки:
Kickstarter
Лидер мирового краудфандинга, самый крупные проекты и самые большие суммы собираются здесь. Очень хорошо подходит для бизнеса, проекты с продуктами очень успешны, хорошо работают предзаказы. Аудитория заинтересована в инновациях.
Indiegogo
Аналог российской Планеты, размещает проекты из социальной сферы, благотворительные и творческие. Бизнес-проектов немного.
Seedrs
Акционерная площадка, позволяет вкладывать деньги и собирать, по сути продавая акции своей компании.
Стоит или не стоит заниматься краудфандингом — решать вам. Но необходимо четко понимать, что успех не гарантирован и придется самому тратить время на проект. Если силы есть, еще есть хорошая идея, но нет денег, то почему бы не попробовать?Больше по теме:
Читайте также
Инструкция: как внести изменения об ИП в ЕГРИП
17 мая 2019
Изменения в ЕГРИП об ИП вносят, когда предприниматель сменил гражданство или ОКВЭД. В других случаях заявление необязательно. Как заполнить форму — в статье....
Финансовое планирование в бизнесе: зачем нужно и как работает
06 сентября 2019
Чтобы бизнес взлетел, надо понимать, с чем и куда идем. В идеале еще понимать, как выбираться, если что-то пойдет не так. Для этого надо освоить финансовое планирование....
Стоит ли вести бизнес с другом
17 мая 2024
Бизнес с друзьями строится на доверии и взаимной поддержке. Но смешение личных и деловых вопросов может привести к конфликтам. Рассказываем, как открыть бизнес с другом и не испортить отношения....
Комментарии
Оставьте первый комментарий