§5 Анализ прибыльности
На предыдущем занятии мы научились анализировать факторы, влияющие на прибыль, рассматривая весь бизнес в целом. В этом уроке мы рассмотрим простые методы анализа прибыльности бизнеса, которые помогут точно знать, что приносит наибольшую прибыль.
Анализ прибыльности направлений
У бизнеса могут быть различные направления, несколько точек продаж.
Как мы помним, у Егора 2 направления, которые приносят ему деньги — оптовые сделки и розничный магазин.
Еще Егор мог бы открыть:
- торговую точку на мелкооптовом рынке стройматериалов;
- оказание ремонтно-строительных услуг;
- мелкое производство по фасовке сухих смесей и поставке их в другие магазины стройматериалов.
В любом случае при наличии нескольких направлений деятельности стоит контролировать и анализировать доходы и прибыль по каждому направлению.
Для этого общий Отчет о прибылях и убытках нужно разделить на отчеты по направлениям (это называют сегментной отчетностью).
Шаг 1. Выделяем продажи, переменные расходы и маржинальную прибыль.
Оптовая торговля | Розничная торговля | |
---|---|---|
Доход от продаж | 890 000 руб | 160 000 руб |
Себестоимость и переменные расходы | 700 000 руб | 100 000 руб |
Эквайринг | 0 | 1 600 руб |
Переменная часть зарплаты + фонды | - | 10 400 руб |
Доставка | - | 6 000 руб |
МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ | 190 000 руб | 42 000 руб |
Шаг 2. Выделяем фиксированные расходы, которые можно прямо отнести на направление и считаем операционную прибыль с направления.
Это аренда помещений, зарплата сотрудникам, которые на этом направлении работают и т.д.
Уже на этом этапе может выясниться, что в общем компания работает прибыльно, но за счет прибыльных направлений финансируются убыточные направления. Здесь нужно учесть, что убыточными могут быть новые направления или торговые точки, которые еще не вышли в прибыль.
Фиксированные расходы на направление всего, в том числе | Оптовая торговля | Розничная торговля |
---|---|---|
Аренда | 10 000 руб | 20 000 руб |
Зарплата оклады + фонды | - | 52 000 руб |
Операционная прибыль с направления | 180 000 руб | -30 000 руб |
Пока розничная торговля приносит операционный убыток. Это не показательно, потому что Егор провел сам всего 2 оптовых сделки. Но уже стоит задуматься о том, как выводить магазин в безубыточность.
Шаг 3. Выделяем фиксированные расходы, общие для всех направлений.
Например, расходы на бухгалтерское обслуживание или зарплату директора.
Общие фиксированные расходы | |
---|---|
Бухгалтерия | 10 000 руб |
Зарплата управляющего + соцфонды | 13 000 руб |
На практике общие расходы расчетным методом распределятся между направлениями на основании выбранной базы. Но это достаточно порочная практика, т.к. часто корректное определение базы трудоемко, а простое распределение искажает экономический смысл. Например, можно распределить расходы пропорционально выручке, но это будет некорректно.
Себестоимость бухгалтерии определяется количеством обрабатываемых документов, а зарплату управляющего разумно распределять пропорционально времени, затраченному на каждое направление. Поэтому в примере мы не распределяем, чтобы не усложнять расчеты. В целом и такой элементарный анализ достаточен для управленческих выводов.
Принцип Парето 80/20, АBC-анализ и «Длинный хвост»
Принцип Парето
Принцип Парето или принцип 80/20 говорит о неравномерном распределении причин и следствий. Малое количество причин отвечает за большое количество результата. Этот принцип также применим и к финансовому анализу. Самые простые методы дают наибольшие результаты, а с усложнением методов дополнительная полезность падает.
В бизнесе также часто можно найти закономерности по принципу Парето. 20% клиентов приносят 80% дохода, 20% сотрудников вызывают 80% проблем. В товарном бизнесе 20% товаров приносят 80% доходов, или 20% товаров приносят 80% прибыли. Кстати, это могут быть разные 20%.
ABC-анализ
На принципе Парето построен метод ABC-анализа.
Всю продаваемую номенклатуру товаров (или групп товаров) разделяют на 3 категории. К категории А отнесем то, что приносит 80% выручки или прибыли. Это приоритетная группа. К категория B отнесем те товары, что приносят еще 15%. Это группа среднезначимая. И третья группа C, которая дает оставшиеся 5% результата.
Как работает алгоритм анализа:
- Полная сумма продаж или маржинальной прибыли принимается за 100%.
- К каждой позиции вычисляется процентная доля вклада в результат.
- Список сортируется по мере убывания.
- В списке суммируются вклады нарастающим итогом для каждой позиции и присваивается категория.
- Анализируем С группу. В нее могли попасть перспективные новинки или товары сезонного спроса (если анализ проведен вне сезона).
- Малоприбыльные позиции можно исключить из ассортимента.
Номенклатурные группы | % вклад | Вклад накопительным итогом, % | Категория |
---|---|---|---|
Штукатурные смеси | 27 | 27 | А |
Монтажные смеси | 26 | 53 | А |
Шпаклевки | 13 | 66 | А |
Клеи и затирки | 12 | 78 | А |
Универсальные смеси | 6 | 84 | В |
Крепеж | 5 | 89 | В |
Грунтовки | 4 | 93 | В |
Пены и герметики | 4 | 97 | В-С |
Затирки | 2 | 99 | С |
Добавки | 1 | 100 | С |
ИТОГО | 100% |
Рассчитываем вклад накопительным итогом и получаем: до 80% — товары категории А, до 95% (80+15) — категория B, остальные — С.
Во многих системам для учета и управления товарным бизнесом есть встроенные отчеты для проведения АBC–анализа.
Подобный анализ можно делать как по выручке от продаж, так и по маржинальной прибыли. С его помощью можно выявить, что большую часть маржинальной прибыли приносят не те товары, которые приносят основную выручку.
В бизнесе Егора трудно выделить высокомаржинальные товары, но для иллюстрации концепции приведу пример, знакомый абсолютно всем.Ведущий товар по выручке – это гамбургер. У него самая высокая себестоимость и самая низкая маржинальность. Комплектом идет картошка и кока-кола вперемешку со льдом — товар с высокой маржой.
Другой пример. Внедрив в сети заправок продажу кофе, компания ГазНефть получила дополнительный миллиард выручки. А по маржинальности одна чашка кофе была равна семи литрам бензина.
Длинный хвост
Есть дополняющий принцип Парето, который называется «Длинный хвост».
Когда 10% товаров приносят 20% выручки, а 90% прочих товаров приносят остальные 80%. Это характерно для книжных магазинов и магазинов типа Fix-price.
На следующем занятии мы рассмотрим управляемые расходы и завершим тему прибыли. К АBC-анализу мы еще вернемся, когда будем рассматривать тему управления запасами.
Комментарии
Оставьте первый комментарий