Каждый руководитель обязан уметь читать финансовую отчетность. Это позволяет принимать правильные решения и рассчитывать план развития на несколько шагов вперед. Можно вовремя обнаружить проблемы, с которыми столкнется организация, и предвидеть финансовые результаты на будущие периоды.
Главные виды финансовой отчетности, в которых нужно уметь разбираться:
бухгалтерский баланс;
отчет о финансовых результатах;
отчет о движении денежных средств;
отчет об изменении капитала.
Отчеты отражаются в форме нескольких таблиц и характеризуют финансовое положение компании. Все данные берутся из бухгалтерского учета. Отчеты составляют за определенный период.
Что показывает бухгалтерский баланс
Главная форма бухгалтерской отчетности отражает финансовое и имущественное состояние компании на данный период времени. Баланс содержит самое большое количество данных, которые показаны нарастающим итогом с момента создания организации. Его анализ помогает оценить состояние активов предприятия, эффективность их размещения, отследить размер инвестиций, понять, насколько эффективно удается управлять компанией и оценить размер прибыли.
Баланс состоит из двух частей: активы и пассивы. Активы — это ресурсы, которые есть у компании. Они группируются по определенным признакам. Например, по оборачиваемости — оборотные и внеоборотные. В пассивах отражены обязательства и собственный капитал.
Суть баланса — в равновесии активов и пассивов. Если арифметическая сумма двух частей отчетности равна между собой, это означает, что компании хватает средств, имущества, чтобы погасить все кредитные обязательства. Если актив превышает пассив, то оставшаяся сумма — накопления организации (прибыль). Если пассив превышает актив, значит, у компании нет денег на погашение всех обязательств (убыток).
Что можно оценить по бухгалтерскому балансу:
прибыльна или убыточна организация;
обеспеченность компании активами;
структуру и состав источников формирования активов;
взаимосвязь между активами и пассивами;
структуру инвестиций и долговых обязательств;
возможность сохранять и наращивать капитал.
Анализ отчета о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах — часть годовой финансовой отчетности, которая показывает сумму доходов и расходов за период. Его также называют отчет о прибыли и убытках. Разность между доходами и расходами — чистая прибыль организации.
В документе в виде таблицы представлены разные показатели, которые в итоге дают результат — прибыль или убыток. Основные показатели: выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы — они формируют финансовый результат от продаж. Далее представлены прочие доходы и расходы и формируется итог «финансовый результат до налогообложения». После вычета налога на прибыль в отчете виден итоговый результат — чистая прибыль (убыток).
Из отчета вы получаете важную информацию:
является ли компания прибыльной;
размер прибыли (убытка);
структура доходов и расходов организации.
Что отображает отчет о движении денежных средств
Таблица показывает движение денежных средств предприятия — откуда они поступили и куда были израсходованы. В российской практике прямо указаны статьи движения. Отчет о движении денежных средств включает разделы:
Денежные потоки от текущих операций — движение средств по основной деятельности компании.
Потоки от инвестиционной деятельности — откуда приходят и куда движутся инвестиции, направленные на основные средства, нематериальные активы и т.д.
Потоки от финансовых операций — движение денег по привлечению финансирования. Здесь отображаются потоки заемных средств и личные средства собственников.
Отчет показывает, сколько денег использовано в определенный период времени. Он позволяет оценить:
краткосрочную ликвидность предприятия на данный момент;
долгосрочную кредитоспособность компании;
структуру расходов — на что предприятие тратит деньги в данный момент;
будущую отдачу от вложений в бизнес.
Что вы узнаете из отчета об изменении капитала
Этот отчет показывает структуру и изменение собственных средств предприятия. Он выглядит как таблица, в которой указаны составляющие капитала: уставный, резервный, нераспределенная прибыль, акции, выкупленные у инвесторов. В каждой строке указывают сумму капитала на конкретный период. Можно проследить, как изменяется значение за отчетный период за счет получения прибыли, выпуска акций или других операций с капиталом.
Отчет об изменении капитала есть смысл составлять только по итогам года. Его могут не составлять малые предприятия, если посчитают, что в форме нет важной информации для оценки деятельности.
Выводы
Уметь читать бизнес-отчетность — обязанность руководителя. Самые важные документы — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Они показывают состояние активов, обязательств и собственного капитала на данный момент и позволяют понять, прибыльна ли на данный момент организация. Отчет о движении денежных средств показывает, откуда приходят деньги и куда расходуются. Отчет об изменении капитала — необязательный документ для малого бизнеса, но он наглядно демонстрирует, как меняется собственный капитал компании со времени открытия бизнеса.
Если долгов слишком много, предприниматель может лишиться квартиры, денег на счетах, фамильного сервиза и даже любимого котика. Объясняем, что будет, если не получается расплатиться по обязательствам....
Комментарии
Оставьте первый комментарий