Что такое выручка
Выручка — это доход компании от основной деятельности. Если компания продает товары — от продажи этих товаров. Если оказывает услуги — от оказания услуг. Если занимается производством — от производства. Иногда компании ведут несколько видов деятельности, выручкой будет считаться доход от всех видов.
Зачем считать выручку
1. Оценить финансовую устойчивость компании. Чем выше выручка, тем стабильнее положение компании на рынке и тем больше у нее перспектив для роста.
2. Определить эффективность маркетинговых стратегий. Если выручка растет, значит вы установили правильные цены, точно определили целевую аудиторию и выбрали эффективные каналы для продвижения.
3. Принимать обоснованные управленческие решения. По объему выручки можно определить, есть ли у компании проблемы. Но, чтобы понять, что именно идет не так, выручку нужно сравнивать с другими показателями: прибылью, себестоимостью, рентабельностью.
Как рассчитать выручку
Можно рассчитывать общую выручку или отдельно по каждому товару. Для этого используется формула:
Выручка = Количество проданных товаров × Цена за единицу товара
Например, компания продала 2 000 шариковых ручек по 50 рублей и 500 пачек бумаги по 400 рублей — выручка будет равна:
Выручка = 2 000 × 50 + 500 × 400 = 300 000 рублей
При расчете выручки нужно учитывать скидки, количество возвратов и другие факторы, которые могут повлиять на цены.
Виды выручки
В зависимости от источников получения различают:
1. Выручку от основной деятельности. Это деньги, которые компания получает от деятельности, указанной в ее кодах ОКВЭД.
2. Инвестиционную выручку. Сюда включают доход, который приносят вложения в другие организации и проекты, а также продажа ценных бумаг и активов.
3. Финансовую выручку. К этой категории относят проценты по депозитам, выданным займам, выпуск ценных бумаг.
Виды выручки также различаются в зависимости от составляющих — в этом случае выделяют:
1. Валовую (общую) выручку. Это совокупная сумма полученных доходов с основных видов деятельности, в том числе с аренды помещений, оборудования.
2. Чистую выручку (выручку-нетто). Это выручка после вычета обязательных издержек, связанных с деятельностью: например, НДС, акцизов, пошлин. Из выручки-нетто также стоит вычесть скидки и возвраты.
3. Розничную (торговую) выручку. Показывает сумму дохода с продаж за определенный период, чаще всего за день. Рассчитывается по формуле: выручка на конец периода – выручка на начало периода.
4. Маржинальную выручку. Это часть выручки, которая превышает план. Например, вы ожидали, что получите 500 тыс. рублей выручки, а получили 700 тыс. рублей. 200 тыс. рублей (700 тыс. – 500 тыс.) — маржинальная выручка.
Как отслеживать выручку
Следить за выручкой помогают системы складского и финансового учета. В Большой Птице 2.0 выручка рассчитывается автоматически и отражается в «Отчете о финансовых результатах». Кроме выручки, в нем можно посмотреть показатели прибыли, расходов, себестоимости. График позволяет сравнить данные разных месяцев и оценить динамику развития компании.
Если вы хотите посмотреть выручку, которую получаете от продажи каждого товара, откройте отчет «Общие продажи» — в нем показана выручка, себестоимость, наценка и прибыль отдельно по каждой товарной позиции.