Что такое ROMI
ROMI (англ. return on marketing investment — окупаемость маркетинговых инвестиций) — метрика, которая помогает оценить эффективность вложений в маркетинг.
ROMI полезно знать, прежде всего, для того, чтобы оптимизировать маркетинговый бюджет. Компании выгоднее вкладывать деньги в то, что приносит лучшие результаты.
Показатель рассчитывают:
для всей маркетинговой деятельности — такой расчет помогает понять, насколько эффективно работает продвижение бизнеса в целом;
для отдельных направлений продаж — в этом случае ROMI покажет, какие маркетинговые активности хорошо работают для конкретного направления: например, одни каналы могут хорошо подходить для продвижения услуг, другие — для продажи товаров оптом, а третьи — в розницу.
Чем ROMI отличается от ROI и ROAS
Все эти показатели отражают окупаемость инвестиций, но отличаются объемом.
ROI (англ. return on investment — окупаемость инвестиций) — самая широкая метрика, которая отражает возвратность любых вложений: на маркетинг, закупку материалов и товаров, зарплаты сотрудников, аренду и т.д.
ROMI показывает соотношение прибыли и затрат на маркетинг в целом.
ROAS (англ. return on advertising spend — окупаемость трат на рекламу) отражает окупаемость конкретных рекламных кампаний, каналов и акций. Это самое узкое понятие из трех.
Как рассчитать ROMI
Для расчета окупаемости маркетинговых инвестиций используют формулу:
ROMI = (Доход – Расходы на маркетинг) : Расходы на маркетинг × 100%
Например, издательство выпустило новую книгу и запустило рекламу: вложило 20 000 рублей в контекстную рекламу, 25 000 рублей — в рекламу в соцсетях и 10 000 рублей — в email-рассылку. Всего на продвижение книги издательство потратило 55 000 рублей. В итоге удалось продать 500 экземпляров на 300 000 рублей.
Рассчитаем ROMI для издательства:
ROMI = (300 000 – 55 000) : 55 000 × 100% = 445%
Это значит, что каждый вложенный в маркетинг рубль приносит 4,45 рубля прибыли.
Значение ROMI
Значение ROMI больше 100% — хороший показатель. Это значит, что маркетинговые вложения выгодны для бизнеса.
Если ROMI ниже 100%, но при этом больше 0%, то маркетинговые кампании окупают себя.
Отрицательный ROMI означает, что вложения в маркетинг не окупаются, а значит, реклама неэффективна.
Как повысить ROMI
1. Определить целевую аудиторию. Если компания точно знает, кому она продает свои товары или услуги, она может выбрать каналы, продвижение в которых будет наиболее эффективным.
2. Упростить конверсии. Если для того, чтобы купить товар или записаться на услугу, клиенту нужно заполнить анкеты с десятком вопросов, оставить номер телефона, адрес электронной почты и подписаться на компанию в соцсетях, то высокого ROMI можно не ждать. Чем проще процесс покупки, тем выше конверсия и окупаемость маркетинга.
3. Исследовать путь клиента. Особенно тех, кто не дошел до конца воронки продаж. Например, клиент положил товар в корзину, но не оформил заказ. Проследите за его действиями на сайте и подумайте, что помешало покупке. Возможно, окончательная цена оказалась выше, чем клиент ожидал, или он просто не нашел кнопку «Купить».