Что такое резервный фонд
Резервный фонд — это деньги, которые могут обеспечить финансовую безопасность компании в случае кризисной ситуации или при масштабировании. Резервный фонд формируется из чистой прибыли.
Главная его задача — помочь компании остаться на рынке, когда выручка и прибыль стремятся к нулю. Например, во время пандемии доход многих компаний резко упал. Но у некоторых из них был резервный фонд, благодаря которому они смогли «пережить» кризис: продолжали платить аренду за офис и коммунальные платежи, выплачивали зарплаты сотрудникам, отчисляли налоги и страховые взносы, закупали товары и т.д. За счет накоплений бизнес смог сменить направление: например, рестораны организовали доставку еды на дом, а частные клиники стали консультировать пациентов онлайн.
Как создать резервный фонд
Шаг 1. Подсчитать основные траты
Для начала необходимо определить, без чего компания не может существовать. Как правило, это постоянные расходы: аренда, коммунальные платежи, оклады сотрудников (можно ориентироваться только на ключевых), налоги и др.
К примеру, постоянные расходы ресторана могут быть такими:
- аренда — 80 тыс. рублей;
- коммунальные платежи — 10 тыс. рублей;
- зарплаты — 300 тыс. рублей;
- отчисления в Социальный фонд за сотрудников — 90 тыс. рублей;
- охрана — 20 тыс. рублей.
Всего — 500 тыс. рублей.
Шаг 2. Определить размер резервного фонда
Сколько денег откладывать, решает владелец бизнеса. Оптимально иметь запас на 3–6 месяцев — как правило, этого времени хватает, чтобы разрешить ситуацию и выйти из кризиса. Откладывать больше не резонно, так как слишком большие запасы могут тормозить развитие бизнеса.
Оптимальный резервный фонд для ресторана из нашего примера — 1,5–3 млн рублей.
Шаг 3. Установить правила накопления
Нужно понять, какой процент чистой прибыли компания может ежемесячно перечислять в резервный фонд. Важно, чтобы оставались деньги и на другие расходы: дивиденды, другие фонды, если они есть.
Вернемся к примеру. Чистая прибыль нашего ресторана — 800 тыс. рублей. Владелец хочет отложить в резервный фонд 3 млн рублей. 30% чистой прибыли уходит на дивиденды собственнику, 15% — на развитие и еще 10% — в зарплатный фонд. Остальную часть прибыли, 45%, можно перечислять в резервный фонд. Чтобы накопить 3 млн рублей ресторану потребуется:3 000 000 : (800 000 × 45%) = 8,3 месяца
Шаг 4. Решить, где хранить деньги
Главное правило: деньги из резервного фонда должны быть легкодоступны. Это значит, что нельзя пускать их в оборотный капитал, закупать на них активы или вкладывать в акции других компаний.
Для резервного фонда можно завести отдельный депозитный счет в банке с возможностью пополнения и снятия. Так вы будете получать не очень большой процент, но в случае кризисной ситуации сможете получить свои деньги за один день.
Не стоит смешивать резервный фонд с другими счетами. Например, есть компании, которые отдельно копят на обучение сотрудников, покупку оборудования, ремонт и т.д. Для каждой цели нужен свой счет — так соблазн «вытащить» с него немного денег будет меньше.
Шаг 5. Начать перечислять деньги
Казалось бы все просто: получил прибыль, перечислил деньги в резервный фонд — и готово. Но наличие прибыли не всегда означает, что у компании есть деньги на счету. Как же тогда копить?
Для этого нужно посчитать, какая часть поступлений — чистая прибыль. Решить этот вопрос помогает расчет рентабельности — процента чистой прибыли в выручке.
Рентабельность = Чистая прибыль : Выручка × 100%
Например, выручка ресторана — 2,4 млн рублей, а чистая прибыль — 800 тыс. рублей.Рентабельность = 800 000 : 2 400 000 × 100% = 33%
Допустим, за неделю ресторан выручил 600 тыс. рублей. 33% от этой суммы, то есть 198 тыс. рублей — чистая прибыль. Владелец ресторана решил перечислять в резервный фонд 45% чистой прибыли. Значит, нужно перечислить 45% от 198 тыс. рублей — 89,1 тыс. рублей. И так нужно делать с каждым поступлением денег.