Что такое операционная прибыль
Операционная прибыль — это деньги, которые компания получает от основной деятельности, минус операционные расходы.
К операционным расходам относятся материальные затраты, зарплаты сотрудникам, коммунальные платежи, аренда, техническое обслуживание оборудования, реклама — все расходы, которые обеспечивают функционирование бизнеса. Исключение — налог на прибыль, НДС и проценты по кредитам.
В идеале операционная прибыль должна стабильно расти.
Как рассчитать операционную прибыль
Способ 1. Рассчитать по балансу
Операционная прибыль = Доходы по основной деятельности – Расходы по основной деятельности
Например, по основной деятельности компания получила за месяц доход в 5 млн рублей. Ее расходы за этот же период составили 2 млн рублей. Значит, ее операционная прибыль равна:
Операционная прибыль = 5 млн – 2 млн = 3 млн рублей
Способ 2. Рассчитать по назначению расходов
Для этого понадобится «Отчет о финансовых результатах» (ОКУД 0710002). В нем необходимо найти значение выручки (код 2110), себестоимости продаж (код 2120), коммерческие расходы (код 2210), управленческие расходы (код 2220). Формула расчета следующая:
Операционная прибыль = Выручка – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.
Способ 3. Рассчитать по отдельным позициям
Операционную прибыль можно рассчитать для отдельных товаров или услуг.
Операционная прибыль(ед) = (Цена(ед) – Себестоимость(ед)) × Количество проданных единиц
Например, кондитерская продала 1000 эклеров по 50 рублей за единицу. Себестоимость одного пирожного — 30 рублей. Операционная прибыль с продажи эклеров будет равна:
Операционная прибыль = (50 – 30) × 1000 = 20 000 рублей
Способ 4. Рассчитать автоматически
Быстро рассчитать операционную прибыль можно с помощью автоматизированных систем учета. Например, в Большой Птице 2.0 операционная прибыль отражается в отчете «О финансовых результатах».
Как увеличить операционную прибыль
1. Расширить ассортимент. Чем больше видов товаров или услуг вы продаете, тем меньший процент постоянных расходов закладывается в их себестоимость.
2. Увеличить цены. Иногда повышение цены на 5-10% может значительно улучшить финансовое положение компании. Резко увеличивать ценник не стоит — так вы можете потерять клиентов и, наоборот, потерять прибыль.
3. Найти более дешевого поставщика. Изучите рынок или поговорите со своими партнерами — возможно, вам предоставят скидку.
4. Снизить постоянные затраты. Например, арендовать офис поменьше, отказаться от штатного бухгалтера, перевести часть сотрудников на удаленку, автоматизировать бизнес-процессы.
5. Оптимизировать расходы на рекламу. Проанализируйте, какие каналы продвижения приносят лучшие результаты, а от остальных откажитесь.