Что такое недобросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция — это действия, которые наносят ущерб репутации и имиджу другой компании, обман покупателей и привлечение внимания к своей продукции за счет другого бренда.
Виды такого соперничества определяются законом «О защите конкуренции»:
1. Дискредитация (ст. 14.1). Это искажение фактов или откровенная ложь. Например, нельзя говорить, что товар конкурента некачественный, писать неправдивые отзывы и в целом портить его репутацию.
2. Введение в заблуждение (ст. 14.2). Если вы приписываете своему продукту характеристики, которых у него на самом деле нет, то нарушаете закон.
3. Некорректное сравнение (ст. 14.3). Законом запрещено называть свой товар «лучшим», «единственным», «первым», если у вас нет доказательств.
4. Неправомерное оформление товарного знака (ст. 14.4). Например, вы продаете конфеты «Трюфель», и другие компании продают конфеты с таким названием. Вы решаете запатентовать это название и получить компенсацию с других компаний за контрафакт. Это незаконно, конкуренты могут пожаловаться, и ваш патент отзовут.
5. Использование чужой интеллектуальной собственности (ст. 14.5). Нельзя использовать фирменный стиль других компаний, подделывать сайты и товары для привлечения клиентов.
6. Копирование чужого бренда (ст. 14.6). Законом запрещено имитировать чужой дизайн, этикетки и названия. Клиенты будут думать, что покупают оригинал, а на самом деле берут подделку.
7. Использование коммерческой тайны конкурента (ст. 14.7). Коммерческая тайна — это рецепты блюд, технологии производства, клиентские базы и т.д. Например, к вам пришел работать сотрудник из конкурирующей фирмы и предлагает использовать их базу клиентов. Так делать нельзя.
8. Другая нечестная борьба (ст. 14.8). Например, демпинг цен (ст. 7), кража важных данных, угрозы, призывы к бойкотированию, подкуп клиентов и т.д.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
За тем, чтобы конкуренция в бизнесе была честной, следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Согласно ст. 14.33 КоАП РФ, за нарушения в области конкуренции ИП может получить штраф в размере 12–20 тыс. рублей, юрлицо — 100–500 тыс. рублей. А если использовать чужую интеллектуальную собственность, наказание строже: для ИП — штраф 20 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юрлиц — штраф в размере 0,01–0,15% суммы выручки от реализации товара, но не менее 100 тыс. рублей. Кроме этого, компания, которой был нанесен ущерб, может обратиться в суд и взыскать компенсацию.
За некоторые преступления предпринимателю может грозить уголовная ответственность: демпинг, картельные сговоры, промышленный шпионаж, подкуп, угрозы, разглашение коммерческой тайны, пиратская деятельность и т.д.
Как защититься от недобросовестной конкуренции
1. Обратиться к конкуренту лично. Есть вероятность, что о вас говорит плохо один сотрудник, а собственник бизнеса об этом и не знает. В этом случае проблему можно урегулировать быстро и мирно.
2. Написать жалобу в ФАС. Если конкурент не идет на контакт, вы можете сообщить о нарушении в ФАС. Антимонопольная служба проведет проверку и, если факт нарушения подтвердится, выпишет компании предупреждение или штраф. Позже вы сможете обратиться в суд и взыскать с недобросовестного конкурента компенсацию.