Что такое MVP
MVP (англ. Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт) — это базовый вариант товара или услуги, который помогает проверить потенциальный спрос на итоговый продукт. MVP позволяет:
1. Протестировать идею. После запуска MVP вы получите реальные отзывы от клиентов, которые могут рассказать о чем-то, что вы не учли при исследовании рынка. Например, вы создаете беспроводной пылесос, который позволит беспрерывно пылесосить минимум час. Но в итоге оказывается, что такой пылесос недостаточно мощный и не может убрать крупный мусор.
2. Экономить ресурсы. MVP — это тестовый продукт, на котором проверяются только базовые функции, поэтому затраты, по сравнению с полноценной версией, не такие большие. А еще MVP позволяет понять, какие функции клиентам не нужны, и не тратить ресурсы на их разработку.
3. Привлечь инвестиции. Реальный продукт, пусть и недоработанный, легче оценить. Поэтому инвесторы охотнее будут вкладывать в него деньги.
Виды MVP
1. Однофункциональный. Это MVP с базовым набором функций, который будет дорабатываться в будущем. К примеру, вы хотите разработать мощный моющий пылесос с аккумулятором. Но сначала выпускаете беспроводной пылесос, а потом добавляете к нему функцию влажной уборки и повышаете мощность.
2. Поэтапный (разрозненный). Вместо полноценного продукта используются сторонние сервисы. Например, вы хотите открыть онлайн-школу. С помощью конструктора вы создаете сайт, где анонсируете программы обучения, для проведения занятий используете Skype, а общаетесь с клиентами в мессенджерах. Если идея окажется востребована, вы разработаете собственную единую платформу.
3. Консьерж. Этот вид MVP подходит для тестирования онлайн-сервисов. До начала полноценной разработки функционирование MVP обеспечивают люди. Например, вы разрабатываете сервис, который будет подбирать предметы интерьера, исходя из дизайн-проекта. Сначала поиском подходящих вариантов мебели займутся сотрудники. Метод позволяет проверить, нужен ли такой сервис.
4. «Волшебник страны Оз». Этот метод похож на предыдущий. Клиенты не знают, что продукта на самом деле не существует, а компания лишь создает иллюзию готового продукта.
Как создать MVP
1. Определить цели и задачи. Необходимо понять, какую проблему клиентов решит ваш продукт.
2. Описать целевую аудиторию. Чем подробнее будет описание, тем лучше. Ориентироваться на широкую аудиторию сложно — оптимальнее выбрать небольшую группу.
3. Проанализировать работу конкурентов. Это поможет понять, чего не хватает аналогам вашего продукта — так вы сможете добавить уникальные характеристики и выгодно отстроиться от конкурентов.
4. Провести SWOT-анализ. Он позволит определить слабые и сильные стороны продукта, а также наметить план развития.
5. Выбрать основные функции. То есть те, которые позволят запустить продукт и начать его тестировать на клиентах. Второстепенные функции можно добавить позже.
6. Создать MVP. Готовый MVP нужно протестировать внутри компании, чтобы оценить, как он работает и выявить скрытые проблемы.
7. Запустить MVP. После тестирования MVP на клиентах можно оценить жизнеспособность продукта, скорректировать его в зависимости от полученных результатов, а в случае неудачи свернуть проект с минимальными потерями.