Что такое финансовое планирование
Финансовое планирование — это управление деньгами компании. Сюда входит учет поступлений и выплат, распределение ресурсов между проектами и направлениями деятельности. Финансовое планирование помогает:
1. Ставить конкретные цели по объему прибыли, обороту, проценту рынка, объему продукции и т.д. И определить пути и необходимые ресурсы для достижения этих целей.
2. Принимать объективные решения. Например, вы хотите запустить новый проект и на это нужен 1 млн рублей. Но у компании есть только 500 тыс. рублей. В таком случае можно заручиться поддержкой инвестора, взять кредит в банке, на чем-то сэкономить, отложить проект на время или вовсе отказаться от него.
3. Предугадывать нехватку денег. И понимать, как этого избежать. К примеру, вы закупили дорогое оборудование и теперь вам не хватает денег, чтобы заплатить поставщику в следующем месяце. Зная об этом заранее, вы можете договориться об отсрочке платежа или привлечь деньги извне.
Виды финансовых планов
Финансовые планы бывают:
1. Краткосрочными. Составляются на несколько недель или месяц. Обычно это список планируемых расходов и поступлений, который помогает распределить деньги так, чтобы их хватило на все текущие платежи.
2. Среднесрочными. Как правило, это план на несколько месяцев или год. В него включаются данные, которые уже известны компании (например, арендная плата, зарплаты сотрудников), и те, что можно предсказать.
3. Долгосрочными. Формируется на период от пяти лет. Хотя здесь есть конкретные цифры (ожидания по выручке, прибыли, объему продаж и т.п.), к которым компания хочет постепенно прийти, такой план не подразумевает детальной проработки и может изменяться много раз по мере развития компании. Долгосрочный план нужен для разработки стратегии развития.
Виды финансового планирования
Планирование «сверху вниз»
Руководство определяет основные цели, бюджет и передает их во все отделы. Начальники отделов составляют собственные финансовые планы, опираясь на распоряжения руководства.
Планирование «снизу вверх»
Планы составляют руководители отделов и передают их руководству. На основе этого топ-менеджеры строят общий финансовый план.
Как правило, эти методы смешиваются. Это позволяет построить более эффективные финансовые планы. Топ-менеджеры и владельцы лучше видят общую картину, знают, куда вести компанию. А начальники отделов понимают, каким образом достичь целей и какие ресурсы для этого понадобятся.
Как составить финансовый план
1. Определить стратегические цели — чего компания хочет добиться через несколько лет. Например, выйти на зарубежный рынок, открыть десять филиалов в разных городах, повысить прибыль в пять раз, увеличить производство на 50%.
Прежде чем ставить цели, необходимо провести анализ рынка, определить целевую аудиторию, оценить свои сильные и слабые стороны. Так вероятность того, что план реализуется, будет выше.
2. Разработать план по достижению целей. Например, если сейчас прибыль компании — 5 млн рублей в год, а через 5 лет вы хотите зарабатывать 25 млн рублей в год, то нужно увеличивать прибыль на 5 млн рублей ежегодно и на 417 тыс. рублей ежемесячно.
3. Определить, какие ресурсы понадобятся для достижения целей. Сколько сотрудников нужно нанять, каких подрядчиков привлечь, какое оборудование закупить, какие помещения арендовать и т.д.
4. Согласовать бюджет — сколько денег понадобится на каждом этапе и сможет ли компания себе это позволить. Если сумма окажется неподъемной, бюджет нужно пересмотреть.