Проект о продаже алкоголя через интернет-магазины обсуждается уже несколько лет. В прошлом году его почти утвердили, но вернули на согласование. Инициатива идет вразрез с планами Правительства по снижению потребления алкоголя среди населения. Проект до сих пор согласовывается — депутаты ищут компромисс, который бы устроил чиновников, бизнес, и не вредил направлению по оздоровлению нации.
Почти половина россиян «за»
В апреле 2019 года компания Deloitte провела исследование. Согласно данным, 44% россиян поддерживают продажу алкоголя онлайн. Кроме того, 19% сказали, что готовы покупать дополнительные продукты вместе с алкоголем. Для интернет-магазинов это шанс выйти на новый рынок, повысить средний чек, увеличить ассортимент. Для покупателей удобство: можно заказать вина к ужину, не выходя из дома.
Проект может помочь перевести теневой рынок продажи алкоголя в легальную зону. Все магазины, которые предлагают купить алкоголь онлайн, можно будет отследить, благодаря системе обязательного лицензирования. А те сайты, которые работают без лицензии, блокировать.
Планировалось, что продажу алкоголя онлайн запустят уже с 2019 года. Но в ГПУ дали негативный отзыв на проект, поэтому пока его внедрение приостановили.
Против выступает Минздрав и Роспотребнадзор
С проектом об онлайн-продаже алкоголя есть несколько проблем:
cложно соблюдать закон о продаже спиртного до 23.00 (или до 22.00, как в некоторых регионах России);
тяжело проверить возраст заказчика;
инициатива может увеличить злоупотребление алкоголем.
Контролировать время продажи спиртного можно с помощью системы ЕГАИС. Но, даже несмотря на это, есть риск продажи контрафактной и неучтенной алкогольной продукции. А это уже серьезно: напитки могут серьезно навредить здоровью.
Возраст заказчика предлагалось проверять через курьеров, которые будут доставлять заказ. Но Минздрав отмечал, что доставщики не имеют права уточнять личные данные покупателей. Еще одно предложение — клиентам интернет-магазинов авторизоваться через банк. Если регистрация прошла, то он сможет совершить заказ.
Чтобы онлайн-продажи не увеличили в целом потребление алкоголя в стране, чиновники предлагали сделать высокий порог для заказов: например, от 2 000 рублей. Это бы помогло отсеять слишком молодых покупателей или слишком «маргинальный» контингент.
Пока что все эти вопросы не решены. Минздрав, Минфин, организация АКИТ и представители бизнеса предлагают свои идеи. Для предпринимателей разрешение онлайн-продажи стало бы хорошим шагом вперед: в ритейле большой процент выручки приносит именно алкоголь.
Комментарии