Сколько вы зарабатываете в бургерах, салатах или «косяках»: показатели благосостояния в мире

Потребительские корзины, уровень ВВП и внешнего долга — серьезные показатели, которые используют в своих отчетах чиновники, чтобы оценить состояние экономики. Большинству людей без экономического образования сложно понять, как эти индексы считаются и что они значат. Для простых обывателей придумали индексы поинтереснее: например, «бигмака» или «салата оливье». Эти показатели помогают понять, сколько продукта могут себе позволить среднестатистические жители разных стран.

Индекс бигмака

Самый известный альтернативный показатель благосостояния — индекс бигмака. Исследование придумали журналисты The Economist в 1986 году. Ученые считают в бургерах, насколько отличается покупательская способность людей в разных странах. Бигмак выбрали не просто так: его можно купить почти в каждой стране мира, состав блюда неизменен везде.

Но на самом деле, этот показатель только может показать, насколько переоценена или недооценена валюта страны. Например, в России бургер стоит 150 рублей, а в США — 5 долларов (примерно 330 рублей). Значит, по индексу бигмака российский рубль недооценен, и доллар должен стоить примерно 30 рублей.

В декабре 2018 года компания Delivery Club проводила подобное исследование в России — считала «индекс бургера». Чтобы посчитать, как много бутербродов с котлетой могут себе позволить жители разных городов, использовались данные Росстата о средней зарплате и прожиточном минимуме. Первое место — тут без сюрпризов — заняла Москва (148 бургеров на человека), второе — Владивосток (131 штука), третье — Санкт-Петербург (126 бургеров).

Индекс салата оливье

В России придумали свой аналог «индекса бигмака»: показатель салата оливье. Его считают перед Новым годом, чтобы понять, как изменились цены и прожиточный минимум за год. За основу берут традиционный салат оливье, считают цену ингредиентов по разным регионам. В 2018 году стоимость салата по всей стране выросла на 5,2%, больше всего — в Марий Эл (на 17,5%), Ханты-Мансийске (16,6%), Хакасии (12,5%). Самый дорогой оливье был на Чукотке (516,6 рублей), самый дешевый — в Мордовии (238 рублей).

Индекс помады, латте и айпода

У бигмака полно конкурентов: благосостояние можно измерять в чем угодно, используя принцип одинакового товара во всем мире. Компания ValuePenguin считает показатель латте — сколько маленьких чашек кофе из Starbucks могут себе позволить жители. По этому индексу в 2016 году Россия была на последнем месте с самым дорогим кофе.

Банк Commonwealth Securities предлагает измерять покупательскую способность в iPod, сравнивая долларовую цену MP3-плеера iPod Nano 2 Гб.

Корпорация Estee Lauder предложила альтернативу: отслеживать изменения в экономике с помощью индекса красной помады. Исследования показали, что во время кризисов женщины отказывают себе в люксовой косметике, поэтому снижение продаж красной помады может стать индикатором экономики.

Глобальный индекс греха

Наверное, самый  интересный индекс придумали в агентстве Bloomberg. Показатель сравнивает уровень дохода, используя стоимость «корзины греха» (один грамм марихуаны, кокаина, амфетаминов и опиоидов), вне зависимости от того, запрещены они или нет. По этому индексу в 2018 году лидировал Люксембург (корзина греха обходится жителям в 9% доходов за неделю), Россия заняла 48 место (82,7% недельного дохода).

Все индексы — бигмака, латте или помады — практически бесполезны для оценки реального состояния экономики. Показатели носят шутливый характер: они не учитывают спрос, резкую смену курсов валют, стоимость ингредиентов. Но это отличный способ развлечься.

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Загрузка...